REVIEW OF THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT OF SMART CITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of the study conducted by the author in the field of formation and implementation of projects of the Smart Cities Program in the Russian Federation and the world at present, which are key in the long-term development of urban systems. The innovative development of the state, its future in the modern conditions of globalization depend on their implementation. These programs are aimed at ensuring a breakthrough scientific, technological and socio-economic development of cities and states, raising the standard of living, creating conditions and opportunities for self-realization and revealing the talent of each person. The author analyzed the experience of implementing projects to create Smart cities, considered the technologies through which their concept is realized. The work identifies the key technologies used in the creation of Smart cities. The problems arising at this stage are identified. Proposals for solving these problems are given.

Keywords:
Smart cities, Internet of things, artificial intelligence, blockchain, geolocation
Text

Создание Умных городов в настоящее время является основным трендом, который реализуется путем внедрения в инфраструктуру города и систему управления городским пространством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих высокий уровень жизни населения.

Базой по формированию Умного города (Smart City) является технология автоматизированного управления городом как целостной системой из единого центра управления.

В начале 90-х прошлого столетия началось создание современной концепции Умных городов, базирующейся на возникших мировых экологических проблем, когда стало ясно, что будущее их решение может быть достигнуто только за счет использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1].

Цель формирования Умных городов состоит в повышении уровня проживания в них горожан за счет применения данных технологических решений.

Проведенные исследования показали, что в настоящее время Smart City является всеобъемлющей реальностью. Отдельные авторы дают следующее определение Умного города: «это интеграция всех коммуникационных и информационных технологий с целью эффективного управления городской системой».

Основная часть

Умный город – это городское или сельское поселение, в котором благодаря слаженной работе органов власти, бизнес-структур и граждан улучшается управляемость инфраструктурой, расширяются возможности для эффективной работы предпринимателей, а население получает возможность реализации своих возможностей. 

В Умном городе как сложной системе, в рамках которой с использованием интернета вещей (IoT), выполняются задачи сбора и передачи данных с датчиков органам управления, их обработки и налаживание обратной связи между администрацией и горожанами. Кроме того, Умный город представляет собой единую градостроительную концепцию, объединяющую цифровые технологические решения в градообслуживающих, градостроительных и социальных сферах, развивающуюся за счет ИКТ.

В мире программы Умного города развиваются в связи с тем, что урбанизация с годами набирает темп и прогнозируется, что к 2050 году количество городских жителей возрастёт до 60%, а в России превысит 81% [6].

Технологии, используемые в Умных городах, дают возможность избежать проблем переполненных людьми городов во всех сферах их жизнедеятельности. Реализация принципов данного города позволяют создать единую систему, дающую возможность городским властям регулировать деятельность градообразующей, градообслуживающей и социальной сферами   из одного центра.

Внедрение умных технологий осуществляется путем следующих процедур:

  • разработки алгоритмов за счет нейросетей и применения автоматического обучения;
  • использования машинного видеонаблюдения при разработке аналитических решений;
  • создания центров координации умных транспортных и коммуникационных систем города;
  • применения IoT для получения и передачи информации от управляемых объектов;
  • использования робототехнических устройств в управлении инфраструктурой городов.

В Умном городе органы власти должны уметь эффективно управлять собственными и привлеченными ресурсами, а городская среда должна оставаться недорогой, экологичной и устойчивой.

Умный город должен обеспечивать следующие важные аспекты жизнедеятельности:

  • безопасность;
  • оптимальную траекторию передвижения на любом виде транспорта по дорожным сетям и возможность удобной парковки;
  • создание экологичного городского пространства;
  • цифровизацию городского хозяйства, обеспечивающую качественное обеспечение чистой водой, электроэнергией и надлежащее санитарное состояние территории;
  • для населения – возможность участия в принятии решений по развитию города; получение высокотехнологичной медицинской помощи;
  • возможность получения современного образования, включая использование дистанционных форм обучения;
  • коммуникации уровня 5G.

Создание Умных городов по данным зарубежных изданий и российских исследователей достигается за счет применения различных инструментов:

  • технологий искусственного интеллекта;
  • Интернета вещей;
  • средств, определяющих расположение объектов; робототехнических систем;
  • технологии дополненной и виртуальной реальности;
  • современных сетевых устройств, использующие коммуникации 5G;
  • кибербезопасности городских систем;
  • больших данных;
  • блокчейна;
  • 3-Д моделирования и 3-Д печати.

Практика применения технологий Умный город в Российской Федерации

Российская Федерация, где более 75% населения живет в городах, а 8% жителей владеют информационно-коммуникационными технологиями, является одним из лидеров в сфере реализации «умных» технологий, соответствующих мировым стандартам. Ярким примером данного тезиса является город Москва.

Внедрение технологических решений Умных городов в нашей стране берет начало с 2018 года – момента реализации стандарта «Умный» город Минстроя РФ [3,9]. В 2020 году  министерство  приступило к внедрению Концепции «Умный» город, целью которой является формирование единой стандартной платформы, использующей цифровые технологии для создания комплексной управляемой системы, включающей все отрасли городского хозяйства.

К основным направлениям по реализации Программы относятся такие, как:

  1. цифровизация делопроизводства в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве, социальной сфере;
  2. расширение взаимодействия органов власти с жителями по развитию городского пространства и благоустройству территорий за счет электронного взаимодействия;
  3. внедрение роботизированных комплексов при управлении работой организаций жилищно-коммунального хозяйства из единого диспетчерского центра;
  4. создание единой автоматизированной системы учета расходов воды, тепла, газа на предприятиях и организациях любых форм собственности в рамках единого городского хозяйства.

Концептуально программа министерства направлена на внедрение следующих подпрограмм:

  • городское управление;
  • умное ЖКХ;
  • инновации для городской среды;
  • умный городской транспорт;
  • интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности;
  • туризм и сервис;
  • интеллектуальные системы социальных услуг;
  • экономическое состояние и инвестклимат;
  • инфраструктура сетей связи.

Технология Умных городов позволяет администрациям муниципальных образований обеспечивать системное решение вопросов жизнеобеспечения умных жилых и нежилых объектов, в том числе, санитарной очистки, энергоснабжения и экологии.

Министерство строительства РФ на договорных условиях работает с органами власти российских городов по реализации в них технологических решений Умных городов. В число 247 таких населенных пунктов вошли как крупные города (Казань, Санкт-Петербург, Тюмень и пр.), так и малые города (Дубна, Ивантеевка и др.).

Мировой рынок Умных городов и применение цифровых технологий оценивается к 2027 году более чем в 1 трл. дол., а в нашей стране в 2023 году составил от 330 млрд до 840 млрд рублей в 2027 году [7]. Такой разброс эффекта в РФ за счет внедрения технологий «умных городов» связан с тем, что существует две методики оценки: либо по оценке численности населения –пессимистическая оценка (330 млрд.руб.), либо по бизнес-показателям (оптимистичная) - 840 млрд. руб. Но, при этом обе методики показывают, что имеется огромный рынок и большие потенциальные возможности его развития. На онлайн-конференции «Цифровые двойники городов: опыт и перспективы» в 2024 году было заявлено, что объем российского рынка технологий Умных городов к 2025 году составит около 52 млрд. дол. США, хотя в 2022 году он был размером 1,2 млрд. дол. США. Затраты на развитие технологий IoT в 2023 году увеличился на 5% и составил 144,4 млрд руб. Прогнозируется, что по итогам 2026 года увеличится до 188,9 млрд руб.

При этом, по данным Markets&Markets, количество Умных городов  на планете с 2017 по 2022 год года выросло на 777 и составило 1201 город.

Рынок Умных городов растет до 13,1% ежегодно, что обеспечивает рост уровня жизни населения почти на треть и снижение показателей тех или иных болезней на 8-15%.

Практическое внедрение технологий Умных городов показывает, что больше всего они реализуются в транспортной сфере, городском коммунальном хозяйстве, при оказании услуг населению через центры МФЦ. По прогнозу, эффективность за счет развития данных направлений до 2028 года определяется в 20 трлн. долларов.

Минстроем РФ и Минэкономразвития производится оценка «умности» городов с помощью интегрального индекса («IQ городов»). В соответствии с отраслевой методикой для более чем 200 городов (для 247 городов в 2024 году) ежегодно производился расчет данного индекса по группам городов в зависимости от численности населения по 47 показателям. Максимальный балл – 120. Все города РФ разделены на четыре группы:

  1. крупнейшие города (от 1 млн человек);
  2. крупные города (от 250 тыс. до 1 млн человек);
  3. большие города (от 100 до 250 тыс. человек);
  4. города (менее 100 тыс. человек).

По итогам оценки в 2024 году самые высокие баллы в 1 группе набрали Москва (120), Санкт-Петербург (85) и Казань (84,78). Лидерами рейтинга в своих группах также стали Тюмень (118,92), Южно-Сахалинск (118,32) и Чернушинский городской округ (116,94).

Важнейшим трендов развития Умных городов России является создание к 2040 году единого цифрового контура, который будет аккумулировать лучшие практики. Это создаст условия для появления новых Умных» городов. В Госкорпорации «Росатом» реализуются более 200 проектов цифровизации городской среды и муниципального управления, в которых реализованы крупные проекты по цифровизации и автоматизации систем водо- и теплоснабжения, городского транспортного комплекса, систем городской безопасности и др. При этом для интеллектуального управления дорожным движением, контроля состояния воздушного бассейна и водных ресурсов, переработке отходов используется интернет-вещей.

Все предыдущие годы, в том числе и в 2025 году, лидером, реализующим технологические решения Умного города в нашей стране, является Москва, которая с 2018 года приступила к внедрению программы «Москва Умный город - 2030» [4]. Цель данного проекта – объединение городских отраслей на единой цифровой платформе для управления ими из единого информационного диспетчерского центра при обеспечении кибербезопасности систем.

Горожанам в настоящее оказывается более 420 услуг на электронном портале mos.ru. или непосредственно в организациях Мои документы. Сайты портала включают такие сервисы как ЕМИАС, МЭШ, интеллектуальные системы транспорта и безопасности, порталы «Наш город», «Активный гражданин», «Город идей» и др. более. В столице свыше 40% услуг, предоставляющихся гражданам и организациям, реализуются через искусственный интеллект, технологию блокчейн и большие данные.

Умный город столицы базируется на ряде принципов:

  • город функционирует в интересах проживающего населения;
  • активное сотрудничество жителей в развитии городом;
  • применение технологий искусственного интеллекта в городском хозяйстве;
  • применение информационных технологических решений для маломобильных групп населения;
  • развитие города с участием бизнес-структур и научно-исследовательскими заведениями;
  • замена документов на бумажных носителях на цифровые;
  • применение универсальных цифровых технологий в городских отраслях;
  • импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • использование экологически чистых ИКТ.

Участники, реализующие программу Умного города в Москве, прогнозирует, что у ее жителей к 2030 году заработает цифровой идентификатор личности и генетический паспорт. Практически в большинстве жилых строений будут внедряться умные технологии по контролю за исправностью домовых систем с использованием IoT.

Программа мегаполиса охватывает такие сферы, как городская среда, охватывающая вопросы градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, цифровая мобильность, направленная на цифровизацию транспорта, безопасность и экология, цифровое, открытое правительство, городская экономика, регулирующая вопросы финансирования, работу промышленности, торговли и оказания услуг, человеческий и социальный капитал, обеспечивающий развитие культуры, социальной сферы, образования и здравоохранения [6].

Город в 2021 году стал лауреатом Международного совета данных о городах World Council on City Data (WCCD) среди Умных городов мира по рейтингу ISO (ISO 37120 и ISO 37122), а в 2022 году был определен как лучший город в мире по развитию инфраструктуры и качеству жизни. В общем рейтинге 2024 года по данным Международного союза электросвязи (МСЭ) Москва заняла 9-е место, расположившись выше таких городов как Гонконг (12-е), Сингапур (14-е), Берлин (15-е) и Мадрид (17-е). Высокую позицию в рейтинге обеспечили высокие позиции российской столицы по технологическому развитию (7-е место), креативным индустриям (15-е) и городской среде (6-е). В топ-1000 вошли 26 российских городов, среди которых наибольших рейтинговых успехов помимо Москвы достигли Санкт-Петербург (73-е) и Новосибирск (183-е). Москва вместе с Дубаем и Сингапуром стали одними из пионеров метавселенных. Москва также вошла в тройку городов рейтинга с самой низкой налоговой нагрузкой для предпринимателей.

Описанные авыше успехи достигнуты за счет того, что городские власти реализуют ИКТ с целью обеспечения высокого уровня жизни населения за счет повышения эффективности работы систем городского хозяйства, расширения оказываемых услуг и сервисов в электронном виде, что дало возможность Москве стать одним из передовых городов мира.

В настоящее время развитие цифровизации в городе Москве внедряется через мероприятия, предусмотренные Государственной программой, в которую интегрированы Государственная программа города Москвы «Умный город» и отдельные мероприятия и показатели государственных программ города Москвы «Открытое Правительство» и «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность».

Городской проект базируется на цифровизации всех отраслей города, дающий возможность участия в реализации национальных целей и задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», национальными и федеральными проектами страны [2].

Продолжается внедрение ИКТ, связи 5G и других технологий цифровой экономики, в результате подключения сетей Wi-Fi в общественных пространствах, социальных объектах и транспортных системах увеличивается их покрытие Интернетом [8].

Начиная с 2024 года город обеспечивал неоплачиваемое подключение к Интернету в 25 тысячах мест и около 232 тысячи других отраслевых телекоммуникационных сервисов.

Жители города могут получать государственные услуги через сервисы Мои документы, в первую очередь, в электронном виде, в том числе через портал Мэра и Правительства Москвы (портал mos.ru), где горожанам представляется возможность осуществлять связь с органами власти и получать необходимую информацию [10]. В 2025 году для жителей на данном портале было доступно более 380 услуг и сервисов, а число контактов составило более 2 миллиардов.

Постоянно используют горожане порталы «Наш город» (gorod.mos.ru) и «Активный гражданин», что позволило на первой площадке оперативно (за 2 суток) решить на начало 2024 года более 600 тысяч городских проблем, а всего с начала деятельности более 4,5 млн.

Портал «Активный гражданин», объединяющий 4,8 млн человек, широко используется в электронных голосованиях по вопросам городского развития, при этом органами власти было выполнено более 75% поставленных в обращениях вопросов. Число обращений в 2024 году составило 152 млн.

На портале «Электронный дом» собственники жилых помещений получают возможность осуществлять опросы и получать через данный сервис необходимую информацию по обеспечению жизнедеятельности многоквартирных домов.

Все поликлиники города имеют доступ к широкополосному Интернету, работает информационная структура ЕМИАС, дающая возможность получать медицинские услуги, этой возможность пользуется более 13 млн. граждан.

Система образования столицы, ее подразделения, учебные заведения оборудованы системой Интернет с высокоскоростными коммуникациями, передающими информацию со скоростью более 100 Мбит/с.

Городские власти внедряют проект «Московская электронная школа» (МЭШ), реализующий образовательные программы путем использования ИКТ в учебных заведениях, начиная от начального до среднего общего образования.

В Татарстане в особой экономической зоне «Иннополис» работает лабораторный комплекс SMARTCITYLAB, разрабатывающий технологические решения для Умного города,   работающие как акселератор. Основные задачи данной структуры состоят в формировании платформы знаний и передового опыта создания Умных городов, оказание содействия стартапам, работающим в данной сфере, нахождении инвесторов и доведение стандартных технологий применительно к конкретным условиям городов. «Иннополис» работает совместно с научными заведениями, органами власти и бизнес-структурами. Лаборатория проводит работу по привлечению различных организаций для разработки и доведения пилотных проектов для практического использования в Умных городах. В последнее время было реализовано десять пилотных проектов в различных городах России.

Строительство Умных городов за рубежом

На начало 2025 года за рубежом внедряется более 1000 проектных решений в сфере Умных городов. Рынок умных городов оценивается в более чем 550 миллиардов долларов США в 2023 году и, по оценкам CAGR, прогнозируется рост более 16% между 2023 и 2032 годами. Увеличение численности населения и его урбанизация привели к взрыву умных городов во всем мире. Прогноз стоимости на 2032 год составляет рост до 2,13 трл. долларов [7].

Самый большой объем инвестиций в Умные города предусмотрен в США - 25,9%, в европейских странах - 24,7 %, КНР – 21,5 %, что в сумме составляет свыше 70 % мировых вложений. К основным отраслям инвестирования можно отнести энергетику, городскую инфраструктуру, в том числе, транспортную, и проекты, обеспечивающие внутреннюю безопасность государств. 

Рейтинги Умных городов будущего публикуются ежегодно различными агентствами, такими как СрPwCMcKinsey и другими авторитетными изданиями.  На данный момент лидерами являются Сингапур, Нью-Йорк, Осло, Амстердам, Бали, Рио-де-Жанейро, Шанхай, Тяньцзинь, Дели, Мумбай и др. В число лучших также входят Москва и Санкт-Петербург, занимающие 56 и 73-е места.

Одним из лидеров в этой области города Сингапур, который долгое время является базой для внедрения ИКТ во многих сферах.  В 2017 году здесь была начата реализация концепции Smart Nation, базирующейся на цифровых технологических решениях, для повышения уровня благосостояния жителей. Реализация Умных решений осуществляется на основе стандартизованных решений.

Услуги сервиса населению представляются с использованием цифровой платформы CODEX, использующую приложения, которые дают возможность населению найти рабочие места, поставить на учет родившихся детей, подобрать дошкольные и учебные заведения, медицинские учреждения для лечения.

Услуги лечения больным осуществляются медицинскими работниками с использованием цифровой экосистемы MyResponder, определяющей месторасположение больного по сигналу, который тот  передает при помощи специального датчика.

С использованием специальных датчиков определяются объемы используемой воды, расходы теплоносителей и выявляются нарушения в трубопроводных и тепловых системах.

Датчики, установленные на отдельных опорах, дают возможность использовать их не только для освещения, но и измерения параметров воздуха, дождя и снега, а также определять параметры, идентифицирующие граждан. Данные передаются в обрабатывающие центры, где они оценивается нейросетями и по результатам осуществляется управление в данной сфере. Безопасное плавание граждан в бассейнах обеспечивается за счет использования умных зрительных устройств.

Данные технологии Сингапура и российских городов также реализуются в том или ином объеме и в других городах мира.

К таким городам, которые активно реализуют программу умный город, входит Амстердам. Этот город внедряет собственную программу Amsterdam Smart City, предусматривающую превращение столицы Нидерландов в углеродно-нейтральную, которая реализуется через более 200 проектов 70 субъектами, включая городскую администрацию, бизнес-компании и исследовательские организации. Проекты повышают эффективность применения энергия, сырья, территории и финансов, а также повышение общественной безопасности с целью обеспечения социальной защиты населения и расширения возможностей его коммуникаций. Также применяются льготы для тех жителей, которые снижают потребление электроэнергии.

Многие жители Амстердама пользуются программой City-zen, в рамках которой создана централизованная городская система охлаждения и отопления для жилых домов, что дает возможность им сократить выбросы углекислого газа на 80%.

Освещение улиц с использованием умных технологий позволяет управлять яркостью светильников в зависимости от времени суток, а применение умных систем по контролю за перемещением транспорта дает возможность водителям выбирать наиболее целесообразные и экономичные маршруты.

При озеленении городских территорий используются автоматические системы полива и ухода, а отходы вывозят электромобили, за счет солнечной энергии обеспечивается электропитание автобусных остановок, рекламных конструкций и освещение различных объектов.

Умным городом является Сан-Франциско, в котором для ликвидации пробок на автомагистралях стали применять технологии SFpark бесконтактной оплаты с использованием телефонов, дающие возможность регулировать стоимость парковочных мест в зависимости от территориального расположения, времени суток и дня недели. Применение данной технологии позволило в два раза уменьшить время по поиску парковочного места для автомобиля и соответственно, сократить число заторов на дорогах и выбросы газа.

Город широко применяет зеленые технологии Умных городов, при этом законодательством установлено, что для установки солнечных батарей владельцы зданий и сооружений обязаны представлять 15% их площадей.

Такие города как Абу-Даби, Бали и Рио-де-Жанейро внедрили технологии регулирования дорожного движения, в том числе, перекрестками, применяя информацию, поступающую с умных Android-устройств.

Компания Google Research с 2023 года начала внедрять устройство Green Light, дающее возможность в режиме реального времени регулировать светофорное движение, исходя из сложившейся ситуации на дорогах, что позволило сократить количество мест, где останавливаются автомобили на 30 % и загрязнение газовыми отходами на пересечении дорог на 10 %.

В КНР разработан дорожный асфальт, использование которого предотвращает формирование ледяных корок на дорогах, что дает возможность увеличить безопасность движения.

Также можно привести ряд городов в мире, в которых реализуются «умные» технологические решения, обеспечивающие улучшенное здравоохранение, бизнес-технологии и мобильные подключения. При этом лидерами являются города Китая (Шанхай-, Шэньчжэнь, Иньчуань, Тяньцзинь) и Индия (Дели, Мумбай, Дхолер).

Объем рынка умных городов в Китае в 2018 году достиг $30,4 млрд, а при росте в 14,5% в год уже в 2023 году составил $59,9 млрд. Динамика обусловлена ростом населения, урбанизацией и государственными инвестициями. Также многочисленные примеры Умных городов приведены в работе В.И. Голованова [5].

Мировая практика эксплуатации технологий Умных городов, показывает, что при этом используются возобновляемые источники энергии и энергоэффективная инфраструктура. Главные приоритеты в городских программах по всему миру включают сокращение выбросов углерода, сохранение ресурсов и поощрение «зеленой» практики. Умные города имеют интеллектуальные сети, а также передовые транспортные системы, которые позволяют им лучше управлять энергией и трафиком.

Методика оценки мобильности фирмы Global New Mobility Collation (GNMC) позволяет определять пробелы в решениях по мобильности городов и анализирует прогресс в ключевых областях, таких как безопасность, сокращение выбросов и инновации. Кроме того, Умных городов необходима реализация решений по обеспечению чистого воздуха, снижению эффект тепловых островов путем внедрения проектов экологичного строительства или расширять пространство для умных зеленых насаждений.

Опасности, связанные с рисками кибербезопасности, с взаимосвязанностью устройств IoT, датчиков и цифровой инфраструктуры в Умных городах, могут препятствовать росту рынка. Много информации может быть потеряно, если эти сети будут взломаны, и преступники могут воспользоваться конфиденциальными данными, которыми имеются в городской базе. Такие атаки могут привести к разрушению различных отраслей, тем самым препятствуя росту рынка.

Преимущества и перспективы умных городов

Исследования, проведенные специалистами Smart Cities Connect определили главные направления дальнейшего мирового развития Умных городов на будущие 15 лет:

  1. Обеспечение общественной безопасности. За счет применения технологий видеонаблюдения, видеоаналитических исследований, распознавания лиц и нарушений тишины возможно уменьшение числа преступлений на 30-40 %
  2. Развитие социальных служб. Разработка с помощью Умных технологий наиболее рационального маршрута и освещения дорог специальные транспортные средства (скорая помощь, пожарные и полиция) могут доезжать до точки вызова на 20-35% быстрее.
  3. Рациональное использование ресурсов. За счет применения технологий IoT, BigData расход водных и энергетических ресурсов может быть сокращен на 30%, а выброс загрязняющих веществ- на 10-15%.
  4. Расширение роли населения в управлении городом. Участие жителей в управлении развитием города с помощью специализированных приложений, таких как «Наш город» и проекта «Активный гражданин» и другие позволяет повысит связь населения с городскими властями и бизнесом.
  5. Оптимизация работы транспорта. За счет внедрения Умных трафиков движения транспорта сокращается время на дорогу до рабочего места на 15-30 минут.

Можно выделить главные тренды в сфере строительства умных городов.

Исследования Департамента информационных технологий [11,12] позволили определить, что искусственный интеллект (ИИ) является базой для развития основных тренды создания Умных городов, такие как:

  • Объединение отраслевых системных структур на базе ИИ, позволяющих создать единую систему цифровизации управления городским хозяйством из объединенного центра.
  • Обеспечение безопасности горожан с использованием ИИ.
  • Формирование объединенных служб обеспечивающих переработку отходов с использованием ИИ.
  • Регулирование использования городского водопотребления населением и предприятиями.
  • Планирование городского развития с использованием цифровых двойников для моделирования и выбора оптимальных решений при возведении объектов в городе.
  • Цифровизация энергетической инфраструктуры с целью внедрения экологически чистых технологий и повышения их эффективности.
  • Внедрение Умных технологий в транспортные системы за счет создания централизованной диспетчерской службы по управлению движением транспорта и обеспечению безопасности с использованием алгоритмов и платформ ИИ.
  • Активное участие населения в управлении Умными городами за счет реализации обратной связи с органами власти по реализации городских проектов за счет ИИ, который позволяет оперативно обрабатывать обращения и готовить устраивающие население и администрацию оптимальные решения.

Реализация проектов «Умные города» сталкивается с различными проблемами, которые можно разделить на экономические, технические и правовые. 

Рассмотрим экономические проблемы.

Недостаточное финансирование, так как разработка и реализация проектных решений «Умного города» требуют большой объем инвестиционных вложений, что не всегда реально из-за ограниченности бюджетов городов. 

Отсутствие проработанной бизнес-модели, что не позволяет привлекать к реализации проектных решений достаточное число коммерческих структур.

Проблемы оценки финансовых затрат новых сервисов из-за чего, в частности, системные интеграторы, занимающиеся внедрением информационных технологий, не могут реализовывать свои разработки и получать прибыль от реализации своих проектных разработок. 

Риск «цифрового неравенства», когда часть граждан из-за нехватки финансов не имеет возможности покупать или обновлять оборудование и программное обеспечение, которое требуется для жизни в Умном городе.

Технические проблемы возникают в результате следующих причин:

  • Использования устаревшей инфраструктуры, что ограничивает внедрение новых технологий. 
  • Нехватки и частичное отсутствие унифицированных технологических стандартов, что вызывает сложности при объединении различных технологических решений в интегрированную систему. 
  • Недостаток квалифицированных специалистов, что не позволяет разрабатывать и внедрять информационные технологии в Умных городах, где нужны профессионалы, прошедшие соответствующее обучение, а также отсутствие компетенций и знаний у сотрудников муниципальных образований для работы в сфере цифровых технологий.

Правовые проблемы определяются следующими факторами:

  • Нехватка нормативных документов для правового регулирования, так как нет законодательных актов, которые, например, регулируют цифровые договоры в рамках «Умного города» между физическими и юридическими лицами. 
  • Недостаточная отрегулированность правовой ответственности субъектов, обладающих правом собственности на информационные технологии, автоматизированные и роботизированную системы, входящие в инфраструктуру «Умного города». 
  • Пробелы в правовом регулировании. Например, в субъекты общественного контроля законодательно не включены граждане того или иного города. 

Для решения перечисленных проблем можно расширить использование государственно-частного партнёрства (ГЧП), в рамках которого государственные органы и частные компании могут объединить усилия и ресурсы для реализации проектов по созданию и развитию инфраструктуры «Умного города». 

Следующим направлением является развитие образовательных программ в колледжах, высших учебных заведениях с их целевой направленностью на практическое использование решений для городской инфраструктуры. 

Необходимо формирование прозрачных источников финансирования, что должно определяться нормативными документами.

Решение вышеперечисленных проблем невозможно без создания стандартов, основанных на результатах внедрения лучших муниципальных и региональных практик Умных городов в больших и малых городах России.

Выводы

Технологические решения, внедряемые в Умных городах, являются основными направлениями их развития. Практика показывает, что города реализуют эти технологии исходя из финансовых и технологических возможностей, активности органов власти и населения. Требуется стандартизация лучших практик Умных городов, используемых в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сингапуре, Амстердаме, Сан-Франциско для широкого использования данных технологий в других городах России.

Внедрение технологий Умных городов требует достаточно много времени, больших финансовых вложений и подготовку специалистов в сфере информационных технологий. Число городов, которые внедрили бы умные решения во всех сферах жизнедеятельности практически нет, хотя, как видим, эффект от их реализации весьма значителен.

Мировой опыт показывает, что несмотря на все возникающие при внедрении технологий Умных городов проблемы, данное направление определяет стратегию государственного развития, так как процесс урбанизации является основным трендом повышения конкурентоспособности как городов, так и стран, развивающихся в условиях глобализации.

 

References

1. Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]: Rezhim https://digital.ac.gov.ru/about/ (data obrascheniya 27.03.2025).

2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda»

3. Minstroy RF Programma «Umnyy gorod» — Oficial'nyy sayt Minstroya RF (data obrascheniya: may 2025).

4. Koncepciya «Moskva «Umnyy gorod- 2030»

5. Golovanov, V.I. «Umnye goroda»: sozdanie, razvitie i perspektivy: uchebnoe posobie/V.I. Golovanov. - Moskva: MAKS Press,2022. –416 s.: il.

6. Golovanov V.I. Strategiya razvitiya goroda: uchebnik dlya vuzov, s izm.- Moskva, Nauka, 2024. -452 s.: il.

7. Golovanov, V.I. Upravlenie ustoychivym razvitiem Umnogo goroda: uchebnoe posobie/ V.I. Golovanov.- Moskva: MAKS Press,2023. –300 s.: il.

8. Golovanov, V.I. Sovremennaya strategiya upravleniya Moskvoy: uchebnoe posobie/ V.I. Golovanov. – Moskva: MAKS Press, 2024. 404 –s.: il.

9. Emel'yanov, A. V. Issledovanie ispolneniya proekta Minstroya Rossii po cifrovizacii gorodskogo hozyaystva «Umnyy gorod» / A. V. Emel'yanov. — Tekst: neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. — 2022. — № 7 (402). — s. 230-237.

10. Zotov V.B. Upravlenie gorodom na primere Moskvy. M.: Yusticinform, 2019. - 44 s.

11. Effektivnye otechestvennye praktiki na baze tehnologiy iskusstvennogo intellekta v «umnom gorode». https://www.tadviser.ru/images/1/19/AI_smart_city.pdf

12. Sayt Departamenta informacionnyh tehnologiy goroda Moskvy. dit@mos.ru


Login or Create
* Forgot password?