IMPROVING THE STAFFING OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS AS A PRIORITY AREA FOR ENSURING FOOD SECURITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
At the same time, reducing commodity and, most importantly, technological dependence on foreign countries, which is necessary to ensure accelerated import substitution in all areas of the agro-industrial complex, largely depends on the level of staffing of organizations in the agricultural sector of the economy with highly qualified personnel capable of ensuring the effective functioning of agro-industrial production as a whole. With this in mind, the personnel management system of the agro-industrial complex is considered as a multidimensional process of forming an innovative professional qualification structure of employees, their motivation, creating conditions under which the economic return on investment in human resources and its use may, under certain conditions, even significantly exceed investments in the material and technical base of the industry. As a key proof of this provision, the results of monitoring the personnel supply of the agroindustrial complex for the period under study are presented, on the basis of which the main conclusions on the problem under consideration are formulated.

Keywords:
keywords: food security, agro-industrial complex, agriculture, human resources, human resources
Text

 

Введение. Сельское хозяйство традиционно является стратегически значимой отраслью. С учетом этого формирование, использование и развитие человеческого капитала агропромышленного комплекса является первостепенной задачей стратегического развития российской экономики в целом. Также обозначенные факторы отражают проблематику и обусловливают актуальность проведения научно-теоретических и практических исследований в области формирования, использования человеческого капитала в сфере сельского хозяйства. А высокая технологичность и наукоемкость современного сельского хозяйства способствует модификации навыков и компетенций кадрового профиля сельскохозяйственных специалистов и усугубляет недостаток высококвалифицированных кадров.

Целью настоящих исследований явился поиск путей развития  человеческого капитала и кадровой обеспеченности организаций агропромышленного комплекса в современных условиях.

Методы исследования. Материалами исследования послужили результаты мониторинга кадрового обеспечения АПК в рамках ведомственного статистического наблюдения, которое с 2001 года осуществляется ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса» по заданию Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В ходе исследования использовались экономико-статистические методы обработки собранной информации на основе инструментария ведомственного статистического наблюдения.

Результаты исследований. В России на протяжении многих лет наблюдается неуклонная тенденция к снижению численности работников, занятых в сельском хозяйстве, которое негативно влияет на потенциал и перспективы развития отрасли. Снижение числа занятых в аграрном секторе экономики работников обусловлено многими факторами: это невысокий уровень и качество жизни на селе, непривлекательность сельскохозяйственного труда и связанные с этим процессы урбанизации. Большинство работников агропромышленного комплекса – люди старшего возраста, которым некому передавать свои знания и опыт. В отрасли сохраняется невысокий уровень доходов: по данным Росстата за 2023 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по виду деятельности «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» составила 54 158 рублей, при том, что средняя зарплата в целом по стране 74 854 рублей.

Для совершенствования кадровой политики в АПК и обеспеченности кадрами предприятий отрасли в частности, со стороны Минсельхоза России и органов управления АПК субъектов Российской Федерации осуществляются соответствующие меры для развития человеческого капитала и кадрового потенциала отрасли. С этой целью, с 2025 года начинается реализация федерального проекта «Кадры в АПК» в рамках национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», разработанного Минсельхозом России при участии Минобрнауки России и Минпросвещения России. Цель проекта — к 2030 году повысить уровень укомплектованности кадрами предприятий агропромышленного комплекса, сделать отрасль привлекательнее для молодых специалистов, обеспечить высокий уровень их подготовки, отвечающей современным требованиям рынка труда. Для достижения указанной цели одной из задач федерального проекта является усиление взаимосвязи между работодателем и образовательными организациями. Основным механизмом решения этой задачи предполагается предоставление в рамках проекта субсидий на возмещение расходов работодателя на реализацию комплекса мероприятий по содействию повышению кадровой обеспеченности предприятий АПК [8].

В целях обеспечения расчета показателей федерального проекта будут использоваться возможности мониторинга кадрового обеспечения АПК в рамках ведомственного статистического наблюдения, осуществляемого ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса».  

Мониторинг, являясь стандартизированным наблюдением, позволяет создавать историю состояния кадровой обеспеченности организаций АПК в ретроспективе, количественно оценивать динамику изменения состава работающих за анализируемый период времени. В соответствии с новыми условиями и перспективными задачами в настоящее время производится совершенствование механизмов и инструментария ведомственного статистического наблюдения, в целях полного использования возможности системы государственного информационного обеспечения АПК для повышения оперативности сбора и обработки информации, обеспечения верификации данных [3].

В целях повышения качества принимаемых управленческих решений используются данные проводимого мониторинга, которые способствуют мотивации руководства регионального и муниципального уровней, организаций АПК к созданию условий для оптимального обеспечения сельскохозяйственных организаций, организаций перерабатывающей промышленности, а также обслуживающих сельское хозяйство, высококвалифицированными работниками.

Результаты мониторинга свидетельствуют, что на начало 2024 года в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации работало 289,0 тыс. руководителей и специалистов и 771,6 тыс. работников рабочих профессий. Продолжается тенденция сокращения кадрового состава в сельскохозяйственном производстве. За последние 10 лет численность кадров сократилось на 20,6%, последние пять лет – на 8,0%. (Рисунок 1). Наибольшее сокращение коснулось рабочих кадров (с 2014 г. – на 24,8%, с 2019 г. – на 11%). Численность руководителей и специалистов за последние 10 лет сократилась на 6,8%, а с 2019 года незначительно увеличилась, в основном за счет включения в статистику данных новых субъектов Российской Федерации.

За счет неукомплектованности штатных единиц наблюдается дефицит кадров, который увеличился за последний год и составил 122,7 тыс. человек, в том числе 22,4 тыс. человек – руководители и специалисты, 100,3 тыс. человек – работники рабочих профессий.

Сокращению кадрового состава сельскохозяйственных организаций способствуют как социально-экономические факторы, так и технико-технологические изменения, происходящие за последнее время. Несмотря на предпринимаемые меры, пока сохраняется существенное различие между качеством жизни в городе и в сельской местности, уровень заработной платы в сельскохозяйственном производстве ниже, чем в среднем по экономике [6]. В рамках комплексного подхода к проблеме кадрового обеспечения села активно реализуются такие программы как – «Земский доктор», «Земский учитель», положительный опыт которых активно тиражируется. 

В то же время в сельскохозяйственное производство активно внедряется робототехника, которая направлена на увеличение производительности труда, повышение качества сельскохозяйственной продукции, снижения ее себестоимости. Происходит освоение инновационных технологий, цифровая трансформация производственных процессов. В результате увеличивается количество высокотехнологичных рабочих мест, повышается производительность труда, высвобождается рабочая сила. При этом предъявляются новые требования к профессиональной компетенции работников АПК.

 

 

 

 

Источник: составлено по данным ведомственного статистического наблюдения Минсельхоза России (формы 1-К, 1-КМП)

 

Рис. 1. Изменение кадрового состава сельскохозяйственных организаций Российской Федерации, чел.

 

Серьезным негативным фактором являются низкая привлекательность среди населения рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена, недостаточно эффективна современная система профессиональной ориентации.

Анализ статистических данных по форме ведомственного статистического наблюдения № 1-К «Сведения о численности, составе и движении работников, замещающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций» свидетельствуют, что за последний год в 44 субъектах Российской Федерации произошло сокращение кадров, в семи – не изменилось, в 38 – увеличилось. Это свидетельствует о том, что проблема кадрового обеспечения во многом зависит от конкретных территорий, различий в их социально-экономическом развитии, уровне технической модернизации и эффективности сельскохозяйственного производства.

Среди специалистов наибольшее сокращение за последние пять лет наблюдается по экономистам (на 9,9%), зоотехникам (на 12,0%), ветеринарам (на 8,7%), бухгалтерам (на 7,9%). Увеличение численности за последние пять лет произошло по специалистам маркетинговых служб (на 14,7%), инженерно-технологической службы (на 4,5%), специалистам по информационным технологиям (на 10,6%) [4].

Сокращение численности специалистов происходит одновременно с сокращением штатных единиц, при этом укомплектованность штатных единиц специалистов и руководителей в целом по России в 2023 г. снизилась на 1,3% и составила 92,8%., однако в абсолютном выражении – это нехватка более 22,4 тыс. человек (Рисунок 2). Наибольший дефицит отрасль испытывает по важнейшим производственным службам, при этом укомплектованность кадрами снижается: по агрономической - с 90,7% в 2019 г. до 87,9% в 2023 г., по зоотехнической - с 89,6% до 87,2%, по ветеринарной - с 91,2 % до 87,5%, инженерно-технологической – с 92,6% до 91,9%, экономической с 92,8 до 90,9% [4].

Анализ кадрового состава основных производственных служб сельскохозяйственных организаций свидетельствует, что в 2023 году наблюдалась наименьшая обеспеченность производства экономистами (26 специалистов на 100 хозяйств, в 2014 году было - 41), зоотехниками (32 специалиста на 100 хозяйств, в 2014 году – 51), агрономами (53 специалиста на 100 хозяйств, в 2014 году – 61).

 

 

Источник: составлено по данным ведомственного статистического наблюдения Минсельхоза (форма 1-К)

 

Рис. 2. Укомплектованность сельскохозяйственных организаций руководителями и специалистами

 

Проводимый мониторинг показал, что в 2023 году в сельскохозяйственных организациях работало 2 718 специалистов по информационным технологиям (включая начальников отделов, гл. специалистов, системных администраторов, программистов, операторов ПЭВМ), что на 30,6% больше, чем в 2014 году (2 080 чел.) и  на 10,6% больше чем в 2019 г. (2457 чел.). Обеспеченность IT-специалистами составила 91,1%, сменяемость 12,4%. Специалисты по информационным технологиям имеются лишь в 11 сельскохозяйственных организациях из 100.

Говоря о дефиците кадров в области цифровых технологий, следует подчеркнуть, что по данным Росстата в настоящее время в Российской Федерации из 1,6 млн. человек занятых в области цифровых технологий только 0,3% работают в сельском хозяйстве. Такая незначительная доля занятых в сфере «цифровых технологий» в отрасли сельского хозяйства обусловлена низкой заработной платой по отношению к таким видам деятельности как финансовая и страховая, что является одним из демотиваторов привлечения IT-специалистов в аграрную сферу [8].

Следует отметить, что в последнее время в отрасли в целом наблюдается высокая сменяемость руководителей и специалистов. Так за последний год сменилось 36,0 тыс. человек, что составляет 12,5% от общего числа специалистов. При таких темпах за пять лет сменится половина кадрового состава руководителей и специалистов. При этом наибольшая сменяемость в 2023 году наблюдалась среди работников коммерческой службы (22,0%), ветеринарных специалистов (20,6%), зоотехников (15,2%), инженеров (14,0%), агрономов (13,0%).

Оценка образовательного уровня руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства в целом показала, что доля специалистов без специального образования снижается – в 2023 году она составила 9,8% от общей численности. Однако в абсолютном выражении это свыше 28,4 тыс. человек, при этом только 6,4% из них обучается заочно. В то же время доля специалистов с высшим образованием стабильно растет (с 52,5% в 2019 г. до 54,7% в 2023 г.), а со средним специальным образованием снижается (с 36,5% в 2019 г. до 35,5% в 2023 г.) (рисунок 3).

 

 

Источник: составлено по данным ведомственного статистического наблюдения Минсельхоза (форма 1-К)

 

Рис. 3. Уровень образования руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций России, % от общей численности

 

Как показали исследования образовательного уровня рабочих кадров в сельском хозяйстве, с 2019 года увеличилась доля работников со средним профессиональным образованием с 26,3% до 30,1% в 2023 году. По высшему образованию также доля выросла с 4,5 до 5,5%. Сократилась доля получающих курсовое образование с 11,9% в 2019 г до 10,9% в 2023 г. Удельный вес работников, не имеющих профессионального образования, к сожалению, остается значительным – 25,0%, однако за пять лет произошло снижение этого показателя на 1,6%. Наибольшая доля работников, не имеющих профессионального образования, сохраняется в животноводстве (35,8%), среди оленеводов (62%), прочих рабочих растениеводства (22,5%). При этом 92,5% трактористов-машинистов имеют профессиональное образование.

Следует отметить, что в аграрном производстве, требующем от работника хорошего здоровья, выносливости, обширных технических и биологических знаний, особенно заметно, что старение населения, как правило, ведет к снижению производительности труда, социальной и трудовой мобильности, возможностей для карьерного и профессионального роста, инновационной активности. При наблюдающихся темпах роста производства сельскохозяйственной продукции, мерах государственной поддержки отрасли, агропромышленный комплекс пока не является привлекательным для молодежи, с точки зрения инвестиций своих знаний, трудового потенциала и карьерного роста. Омоложение персонала наблюдается очень точечно, на предприятиях, где кадровому обеспечению уделяют первостепенное значение, зачастую «взращивая» своего работника еще в учебных заведениях [2].

На рисунке 4 представлена тенденция изменения возрастного состава руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций. В настоящее время продолжается увеличение доли специалистов пенсионного возраста, за последние 10 лет с 11,7% до 13,5%, при этом доля молодежи за этот же период снизилась с 11,6% до 8,2%.

 

 

Источник: составлено по данным ведомственного статистического наблюдения Минсельхоза (форма 1-К)

 

Рис. 4. Распределение руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Российской Федерации по возрастному составу, % от общей численности

 

В 2023 году наибольший удельный вес молодежи наблюдался в ветеринарной службе (18,9%), агрономической (13,9%), зоотехнической (12,3%). Доля пенсионеров наиболее значительна среди бухгалтеров (16,2%), экономистов (13,5%), а также среди зоотехников (12,7%).

Среди работников рабочих профессий наблюдается похожая тенденция. Доля пенсионеров возросла с 8,4% в 2014 году до 11,6% в 2023 году, при этом удельный вес молодежи в этот же период сократился с 12,6% до 9,8 процентов. Молодежи относительно больше среди, оленеводов (17,7%), операторов свиноводческих комплексов (15,1%), занимающихся переработкой продукции на сельхозпредприятии (13,3%), рабочих плодоводства и ягодоводства (19,0%). Доля молодежи значительно выше в сельскохозяйственном производстве Приморского края (19,3%) и Сахалинской области (20,0%), в сельскохозяйственных организациях Калужской (16,2%) и Саратовской (14,0%) областей, республиках Северного Кавказа ( ?  %).

Обсуждение. Привлечь молодого специалиста не всегда можно только высоким материальным доходом. Полноценной жизнь на селе может быть, только если этот доход можно реализовать с пользой для себя и своей семьи, в детских дошкольных учреждениях, социально-культурных, коммунально-бытовых и лечебных организациях с широким перечнем и высоким качеством услуг. При этом привлекательность сельскохозяйственного труда зачастую играет решающую роль в выборе трудового пути. В настоящее время получает развитие форма ранней профориентации обучающихся на работу в сельском хозяйстве – «Агротехклассы». За счет федерального проекта «Кадры в АПК» планируется к 2030 году создать порядка 18 тысяч агротехклассов по всей стране. Это не только поможет школьникам определиться с будущей профессией, но и будет способствовать развитию сельских территорий, сохранению традиций и культуры, а также решению кадровых вопросов в аграрном секторе, прежде всего по привлечению молодых кадров. Обеспечить устойчивое развитие аграрной отрасли можно объединив усилия образовательных учреждений, бизнеса и государства [1].

Внедрение современных методов и технологий в производство и управление предприятиями агропромышленного комплекса становится невозможным без опережающего развития человеческого капитала аграрного сектора экономики, как основного носителя инновационных знаний и навыков. В свою очередь развитие карового потенциала отраслей АПК невозможно без развития науки и инновационной деятельности, совершенствования системы подготовки кадров для сельского хозяйства.

Устойчивое и адекватное кадровое обеспечение руководителями и специалистами предприятий аграрного сектора экономики включает не только постоянное отслеживание и корректировку численности и приоритетных категорий профессионально-квалификационной структуры, но и научно обоснованное решение широкого круга проблем, связанных с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и компетентным использованием профессионального потенциала работников, что является неотъемлемым элементом совершенствования отраслевой кадровой политики [7].

Заключение.  Проведенные мониторинговые исследования  показали существенные проблемы в  развитии  человеческого капитала отрасли. На сегодняшний день сложилась устойчивая негативная тенденция оттока человеческого капитала с сельских территорий, особенно молодежи. Наблюдается недостаточный уровень образования и повышения квалификации как специалистов АПК, так и рабочих кадров, что не отвечает требованиям инновационного развития отрасли.

Для совершенствования системы закрепления кадров на селе необходимо, прежде всего, создание благоприятных и безопасных условий труда и быта сельских жителей за счет улучшения социально-экономических условий жизни и осуществление мероприятий по развитию социальной сферы и инфраструктуры на сельских территориях. Также следует создать условия для повышения доходов работников АПК на основе увеличения производительности их труда за счет повышения технологического уровня производства, совершенствования экономических механизмов хозяйствования организаций.

Таким образом, коренная перестройка кадровой политики с ориентацией на эффективные отечественные технологии и их быстрый трансфер в хозяйственную практику, а также актуализация компетенций, основанных на достижениях отечественной аграрной науки и практики, будут способствовать увеличению спроса на специалистов аграрной сферы экономики и появлению новых сельскохозяйственных профессий.

 

 

References

1. Alekseeva S. A. Rol' chelovecheskogo kapitala v innovacionnom razvitii agrarnogo sektora / S. A. Alekseeva // Innovacii v APK: problemy i perspektivy. – 2022. – № 4(36). – S. 106-111. – EDN YULDLS.

2. Demishkevich G.M., Hlusova I.A., Hlusov V.N. Tendencii izmeneniya kadrovogo potenciala agropromyshlennogo kompleksa Rossiyskoy Federacii nauch. izd. M.: FGBOU DPO RAKO APK. 2020. 165 s.

3. Demishkevich G.M. Monitoring kadrovoy obespechennosti APK kak instrument realizacii kadrovoy politiki otrasli / Aktual'nye problemy innovacionnogo razvitiya i kadrovogo obespecheniya APK: materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (Minsk, 4–5 iyunya 2020 goda). – Minsk: BGATU, 2020. – -S. 11-14.

4. Demishkevich G.M., Mahortova N.B., Avdeev M.V., Alekseeva S.A., Karmazina Yu.V., Slaschev E.V., Akulinina N.V. Rezul'taty monitoringa chislennosti, sostava i dvizheniya kadrov agropromyshlennogo kompleksa Rossiyskoy Federacii po formam vedomstvennogo statisticheskogo nablyudeniya 2001-2023 gg. - M.: FGBOU DPO RAKO APK, 2024. - 341 s.

5. Dolgushkin N.K., Demishkevich G.M., Alekseeva S.A. Kadrovyy potencial sel'skohozyaystvennyh organizaciy Rossii kak osnova razvitiya sel'skih territoriy. V sbornike: Kadrovoe obespechenie razvitiya innovacionnogo agrarnogo proizvodstva i sel'skih territoriy. Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Moskva, 2022. – s.75-89.

6. Dorofeev A.F., Alekseeva S.A. Rol' chelovecheskogo kapitala v ustoychivom razvitii sel'skih territoriy V sbornike: Kadrovoe obespechenie razvitiya innovacionnogo agrarnogo proizvodstva i sel'skih territoriy. Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Moskva, 2022. – s.135-142.

7. Dorofeev A.F., Alekseeva S.A. Faktory, vliyayuschie na formirovanie chelovecheskogo kapitala agropromyshlennogo kompleksa Rossii v sovremennyh usloviyah. Tehnika i oborudovanie dlya sela. 2023. № 3 (309). – s.44-48.

8. V Rossii gotovyat sovremennye kadry dlya APK (istochnik https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/90667/ - data obrascheniya - 28.02.2025).

9. Aktual'nye problemy obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti v usloviyah sankciy nedruzhestvennyh gosudarstv: monografiya / [A.E. Suglobov, V.A. Sedyh, A.V. Rodionov, O.V. Savina]; pod red. A.E. Suglobova. - Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya "Dashkov i K°", 2024. - 248 s.

10. Bank S.V., Suglobov A.E. Tactical and strategic modelling of the corporate financial performance indexes // World Applied Sciences Journal. 2014. T. 29. No 5. S. 683-688.


Login or Create
* Forgot password?