The article discusses the theoretical aspects of the contract system in the field of procurement involving small businesses, methodological approaches to procurement management using the example of small businesses in Moscow. Currently, it is characterized by economic instability, which complicates business activities. In the context of political sanctions, the closure of international borders and restrictions imposed on the supply of key groups of goods to the country, the state is actively reorienting requests to the domestic market, expanding cooperation with domestic producers. These issues are also discussed in this article. In addition, the article analyzes the procurement of executive authorities of the city of Moscow, reveals the algorithm of the public procurement management process, as well as directions for improving public procurement management.
management, public procurement, contract system, entrepreneurship
Введение
Настоящее время оценивается многими экспертами и аналитиками как экономически не стабильное, трудное для любых форм бизнеса. Учитывая сложившуюся ситуацию, высокий уровень политических санкций, направленных на экономическую дестабилизацию экономики Российской Федерации, закрытые границы и невозможность произвести закупку ранее потребляемых товаров, в том числе и высокотехнологичных, государство вынуждено искать новые управленческие инструменты и алгоритмы развития экономики страны. Одной из важнейших задач в этих условиях является эффективное расходование бюджетных средств. Оптимизировать решение данной задачи государство может в лице государственных предприятий и государственных учреждений, посредством оптимизации проведения государственных закупок.
Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, один из разделов которой посвящён увеличению эффективности расходования бюджетных средств за счёт оптимизации проведения процесса государственных закупок.
По статистике Росстата о расходовании бюджетных средств на проведение государственных закупок постоянно растёт из года в год [9,10]. Это свидетельствует об актуальности эффективной организации обеспечения государственных и муниципальных предприятий. Проведение государственных закупок обеспечивает бесперебойное функционирование государственных и муниципальных предприятий. Кроме того, увеличивая объёмы контрактов, проводимых через систему государственных закупок, государство стимулирует развитие, в т. ч. и предприятий малого бизнеса.
Таким образом прослеживается необходимость поиска и формирования методов совершенствования управления закупками с участием субъектов малого предпринимательства в современных социально-экономических условиях: опыт Москвы, в т.ч. разработка и внедрение новых управленческих моделей, инструментов и алгоритмов совершенствования закупочной деятельности в новых экономических условиях.
Основная часть
1. Теоретические аспекты контрактной системы в сфере закупок с участием субъектов малого предпринимательства
Одним из важнейших задач в государственном управлении отводится расширению экономических взаимодействий государства и субъектов малого предприятия. Планируется, что расширение данных взаимоотношений усилит экономическую стабильность всех участников этого процесса. Процесс экономических взаимоотношений государства и субъектов малого предпринимательства регламентируется законами Российской Федерации целой системой нормативно-правового обеспечения закупочной деятельности государственных и муниципальных предприятий.
Эта система нормативно-правового обеспечения предусматривает единообразие в проведении всех возможных закупок любыми государственными и муниципальными предприятиями включает в себя одинаковые правила, требования, регламенты по обеспечению нужд (услуг, работ, товаров) данных предприятий [1].
Считается, что главной причиной развития взаимоотношений государства с субъектами различных форм предпринимательства, в том числе и малого, это необходимость обеспечения нужд государственных и муниципальных предприятий, а именно в поставке товаров, технических средств, программного обеспечения, предоставлении различных видов услуг, а также в выполнении различных видов работ силами и средствами сторонних организаций. Основным заказчиком проведения процедур закупок является государство в лице государственных и муниципальных предприятий. Государство является заказчиком и контролёром в процессах закупки для предприятий различных экономических отраслей, например, таких как предприятия систем обороны и систем безопасности страны, научная отрасль государства, предприятия, входящие в сферу углеводородной и энергетической промышленности, предприятия здравоохранения, а также различные организации социального назначения. Проведение государственных закупок обеспечивает бесперебойное функционирование государственных и муниципальных предприятий. Кроме того, увеличивая объёмы контрактов, проводимых через систему государственных закупок, государство стимулирует развитие, в т.ч. и предприятий малого бизнеса. Благодаря этому создаются новые рабочие места, увеличивается уровень заработной платы, а также можно предположить, что стимулируется повышение мастерства и профессионализма рабочих, выполняющих контракт [2]
Многие авторы отмечают, что тщательно выверенный механизм взаимодействия государства в качестве заказчика и предприятий различных форм бизнеса, в том числе и субъектов малого предпринимательства, объективно положительно влияет на экономику государства и экономику предприятий исполнителей заказов.
Механизм этого взаимодействия чётко регламентирован в различных нормативно-правовых документах. Основным правовым документом, регламентирующим механизм этого взаимодействия, является Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [3].
В Федеральном законе N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» прописано однозначное определение «системе государственных закупок» - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [3]. Таким образом, система государственных закупок – это строго описанные процедуры взаимодействия заказчика – государства в лице государственных и муниципальных предприятий и исполнителей – предприятий различных форм бизнеса. Эти процедуры так же строго регламентированы от планирования, объявления проведения конкурса на лучшего поставщика, выбор поставщика, заключение контракта, исполнения контракта, а также принятие или отклоненные выполненных работ. Всё это строго регламентируется.
Кроме того, вопросами изучения сильных и слабых сторон проведения государственных закупок занимались многие учёные и дали свои характеристики и определения понятия «государственные закупки».
Кичик К.В. рассматривал государственные закупки с точки зрения муниципальных интересов, и соответственно, с его точки зрения государственные закупки должны отвечать задачам муниципального образования и финансироваться, соответственно, из муниципального бюджета [4].
Снеткова А.В. говорит о государственных закупках как о процессе и указывает средства финансирования этого процесса, а именно государственная закупка — это покупка различных услуг, материалов, ресурсов или работ, необходимых для нужд государственных предприятий за счёт финансовых средств бюджета. Снеткова А.В. указывает, что эти товары, ресурсы, услуги или работы приобретаются только для нужд государственного предприятия и не дальнейшее их коммерческое использование, а именно перепродажа не возможна. Заказчик – он же потребитель Государство в лице государственного или муниципального предприятия. [5].
Смотрицкая И.И. говорит о государственных закупках только как о приобретении товаров у отечественных или зарубежных производителей. В её определении заказчиком выступает государство или государственные органы, и закупка в её определении производится за счёт финансов, взятых из бюджета [6]. Остальные вопросы, связанные с закупкой товаров Смотрицкая И.И. не конкретизирует.
Шмелёва М.В. даёт определение государственным закупкам, не считая необходимым конкретизировать участников и их цели, а также возможные способы их достижения и говорит о государственных закупках как о законодательном регулировании взаимоотношений субъектов, участвующих в процессе проведения процедуры государственных закупок с целью решения конкретно поставленных задач. Это определение включает в себя максимально возможный перечень действий и участников государственных закупок [7].
Так же существуют определения понятия «государственные закупки» как приобретение за счёт бюджетных средств товаров, произведенных на территории Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями. Другими словами, государственные предприятия производят товары или услуги на средства Государства по заранее утверждённому плану [8].
Кроме того, существует мнение, что государственные закупки – это затраты органов местного государственного управления на производство или приобретение товаров специального назначения [9].
Опираясь на приведённые выше определения, можно сделать следующие выводы:
- государственные закупки направлены на достижение покрытия нужд Государства в лице государственных предприятий или государственных учреждений,
- государственные закупки финансируются только из средств государственного бюджета,
- услуги, товары, ресурсы (или оплата проводимых работ) приобретаются только для использования на государственных предприятиях и не предназначены для перепродажи и дальнейшего получения дополнительной финансовой выгоды,
- процедура проведения государственных закупок должны быть чётко регламентирована,
- процедура проведения государственных закупок направлена на максимально эффективное использование государственного бюджета, снижение затрат на нужды государственных предприятий и одновременно на приобретение максимально качественных, удовлетворяющих техническому заданию, товаров, ресурсов, услуг или работ.
Система организации государственных закупок регламентирована, что минимизирует коррумпированность данного процесса. Кроме того, существует несколько следующих принципов, которыми описывается вся система проведения государственных закупок: принцип достижения максимальной эффективной траты денег из государственного бюджета; принцип равноценности поставщиков; принцип ответственности; принцип прозрачности гарантирует открытость конкурса; принцип отчётности. [10]
Огромное внимание в процессе становления контрактной системы уделяется вопросам цифровизации закупок. В этом направлении создаётся Единая информационная система, где размещаются данные о планах закупок, реестр заключенных контрактов и информация об исполнении контрактов, реестры банковских гарантий, реестр недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров, работ или услуг, результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое. Любая информация, касающаяся условий самого контракта, характеристик его предмета, заказчика или поставщика должна быть в полной мере отображена в ЕИС, что является одним из главных условий обеспечения эффективности контрактной системы и непрерывности осуществления контроля.
Сегодня научное и профессиональное сообщество пришло к осознанию того, что введение закона о контрактной системе явилось кардинальным реформированием сферы государственных закупок. Если кратко резюмировать главное, что привнес новый закон 44-ФЗ, то с уверенностью можно сказать, что это – системный подход к регулированию закупок. [11].
Государственные органы должны следовать нормам, которые закреплены законодательством, соблюдать установленные принципы, добросовестно проходить все этапы закупочных процедур и не допускать растраты бюджетных средств. Вместе с тем государственные закупки играют ключевую роль в развитии страны и регионов в целом, являются мощным регулятором экономики, влияющим на уровень развития страны.
Тем самым можно наблюдать динамическое развитие контрактной системы на протяжении становления всего государственного аппарата в соответствии с экономической моделью развития государства и заданным вектором [11].
Таким образом, не смотря на расхождения трактовки понятия «государственные закупки» ни одно определение не противоречит определению указанном в Федеральном Законе №44-ФЗ и можно обобщить понятие «государственные закупки» - это регламентированная система правовых взаимоотношений Государства в лице государственных предприятий или учреждений, возникающих при необходимости обеспечения нужд Государства в различных товарах, ресурсах, работах или услугах, приобретаемых за счёт средств федерального бюджета Государства с целью их некоммерческого использования.
2. Новые рынки поставщиков в рамках государственных закупок
Многие учёные в российской академической среде занимаются вопросами повышения эффективности государственных закупок, уделяя особое внимание аспектам оптимизации процессов и взаимодействия с поставщиками. Так терминам «поставщик» и «рынок поставщиков» были даны следующие определения.
Караева Ф. Е. даёт определение «поставщики и подрядчики — стороны взаимодействия организаций» и определяет поставщиков как организации, поставляющие готовую продукцию, товары, сырьё, оказывающие посреднические, арендные и другие работы [1].
В трудах Аникина Б. А., Тяпухина А. П., Гаджинского А. М. поставщики - это независимые от фирмы предприятия, снабжающие её в соответствии с договором поставки сырьём, оборудованием, расходными материалами, инструментами, продуктами питания, канцелярскими принадлежностями, спецодеждой, средствами защиты [2]
Кроме того, существует мнение, что поставщик – это некоторое физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договорными обязательствами и обусловленным сроком обеспечивает организацию производимыми или перепродаваемыми им ресурсами, необходимыми для производства и реализации товаров (работ, услуг) [3]
В зарубежной академической литературе Д. Баурсокс и Д. Клосс говорят о поставщике как о стороне, предоставляющей материалы, производственные компоненты и/или готовую продукцию для удовлетворения потребностей другой стороны (покупателя) в рамках процесса снабжения. Поставщик организует внешние поставки товаров на производственные предприятия, сборочные линии, склады или розничные точки, обеспечивая стабильную работу производства и/или логистических и торговых цепочек[5,6].
А Майкл Р. Линдерс и Харольд Е. Фирон разработали шкалу критериев, применяемую многими международными производственными компаниями при отборе поставщиков материальных ресурсов. Критерии организованы по уровню приоритета: качество товара, своевременность поставок, стоимость, сервисное обслуживание и прочие аспекты [4]. Эти авторы определяют поставщика как некоторую службу, которая поставляет необходимые производственной компании материальные ресурсы. Благодаря этим поставкам производственная компания достигает своих производственно-экономических целей.
В российской практике поставщик трактуется как организация, предоставляющая ресурсы в рамках договорных отношений. Это может включать широкий спектр деятельности: от прямых поставок сырья до предоставления арендных услуг. Также указывается на важность высокой стабильности поставщика и качества поставляемой.
В зарубежной литературе понятие «поставщик» детализируется через его роль в глобальных цепочках поставок. Например, Д. Баурсокс и Д. Клосс акцентируют внимание на поставщике как на ключевом звене, ответственном за логистическую координацию и доставку товаров на разные стадии производственно-торговой цепочки. А Майкл Р. Линдерс и Харольд Е. Фирон выделяют значимость критериев отбора поставщиков, включая качество, своевременность и дополнительные услуги, что подчёркивает стратегическую значимость этого субъекта в достижении долгосрочных целей компании.
Таким образом, понятие поставщика варьируется в зависимости от контекста, но всегда подчёркивает его значимость в обеспечении ресурсами и организации эффективного взаимодействия между сторонами в рамках контрактных обязательств.
Рынок поставщиков является ключевым элементом экономической системы, обеспечивающим взаимодействие между производителями, предоставляющими товары, услуги и работы, и заказчиками. В научной литературе существует множество подходов к определению данного термина, что обусловлено разнообразием целей и задач исследователей.
В российской научной среде термин «рынок поставщиков» часто рассматривается в контексте взаимоотношений. Так, Сысоева Т.Л. и Зимина М.Г. отмечают, что система взаимодействия с поставщиками на промышленном рынке включает в себя установление и поддержание долгосрочных связей, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий [7].
Отечественные учёные часто рассматривают рынок поставщиков через призму государственного регулирования. Например, Гладилина И.П. определяет рынок поставщиков как «совокупность субъектов, участвующих в обеспечении государственных и муниципальных нужд в рамках контрактной системы, с учётом принципов эффективности и экономичности» [8]. Такое определение подчёркивает ключевую роль системы государственного заказа в формировании рынка.
Схожий подход встречается у С.А. Сергеевой, которая акцентирует внимание на необходимости создания здоровой конкурентной среды, а именно «рынка поставщиков» для достижения оптимального соотношения качества и цены в государственных закупках[9].
Среди зарубежных исследователей заметное место занимает немецкий экономист и разработчик матрицы закупок Питер Кралич, который рассматривает рынок поставщиков как «стратегическую среду, в которой организации находят, оценивают и взаимодействуют с поставщиками для достижения своих целей» [10, 11]. Такой подход акцентирует внимание на стратегическом управлении цепочками поставок и гибкости взаимодействия участников.
Другой известный исследователь, Арьян Дж. ван Виле, трактует рынок поставщиков как «систему субъектов, формирующих цепочку поставок и прямо или косвенно влияющих на конечный продукт» [12].
Сравнивая отечественные и зарубежные подходы, можно отметить различия в акцентах. Российские учёные чаще делают упор на роль государства и регуляторных механизмов, тогда как зарубежные исследователи выделяют экономическую составляющую и стратегические аспекты. Тем не менее, оба подхода сходятся в одном: рынок поставщиков является ключевым инструментом обеспечения устойчивости экономических систем.
Таким образом, по нашему мнению, рынок поставщиков — это система экономических взаимоотношений между субъектами, предоставляющими товары, услуги или работы, и заказчиками, направленная на формирование устойчивой и конкурентной среды, учитывающей как стратегические цели, так и особенности регуляторных механизмов.
Российский медиа-холдинг Росбизнесконсалтинг провел независимое аналитическое исследование российского рынка государственных закупок, который показал, что российские субъекты малого предпринимательства в 2022 году после начала специальной военной операции стали исполнителями почти половины контрактов в системе государственных закупок, а именно 49,7% тогда как в 2021 году этот показатель составлял всего лишь 32 %. А в 2020 году по данным Министерства экономического развития Российской Федерации показатель участия субъектов малого предпринимательства Российской Федерации в выполнении контрактов в системе государственных закупок составлял всего лишь 18 %. Это свидетельствует о том, что санкционные меры, принятые политическими «партнёрами» Российской Федерации, стали причиной к развитию субъектов малого предпринимательства РФ. Это демонстрирует, что малые предприятия способны успешно справляться с выполнением государственных заказов и конкурировать на этом рынке. Кроме того, это говорит о эффективной работе Государства по переориентации своих запросов с зарубежного на внутренний рынок указала на это заместитель министра экономического развития Илюшникова Т.В. [13]
Министерство экономического развития разработало меры в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», которые направлены на поддержку внутреннего рынка. Эти меры включают переориентацию бюджетных средств на российских производителей и предоставление льгот для малого бизнеса.
Всё это способствовало увеличению объёма заключенных контрактов государственными компаниями – заказчиками с субъектами малого предпринимательства на 11,5%
Кроме того, с 2022 года правительство приняло решение о ввести льготы субъектов малого предпринимательства на аренду помещений, предусмотрена отсрочка оплаты аренды, а также упразднило штрафные санкции за расторжение договоров на аренду помещений или оборудования, входящих в список муниципального, регионального или федерального имущества [13].
3. Анализ закупок органов исполнительной власти города Москвы
В 2021 году экономика находилась в фазе восстановления после пандемийных ограничений и роста объёма государственных закупок у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП). Этот рост также можно объяснить увеличением финансирования города и проводимым комплексом мер с целью стимулирования участия в закупках компаний СМП. В 2022 год под внешнеэкономическим давление сменилась логистическая система закупок и закрылся международный рынок поставщиков. В результате возникла необходимость поиска новых поставщиков на российском рынке. Финансы остались на нашем рынке, меры поддержки стимулировали СМП активнее участвовать в государственных закупках. И как следствие, мы наблюдаем увеличение числа контрактов с СМП в Москве. Однако в 2023 году темпы роста замедлились, что можно объяснить насыщением рынка и изменениями в бюджетном распределении.
Эта стагнация во многом связана с перераспределением приоритетов. В 2021 году малый бизнес активно вовлекали в восстановление городской инфраструктуры, а к 2023 году вектор изменился. Крупные проекты стали сосредотачивать на себе большую часть бюджетных средств, а малые предприятия столкнулись с увеличением затрат и сложностью входа в госзакупки (таблица 1).
Таблица 1
Общий объём закупок у СМП в Москве
Год |
Общий объём закупок у СМП, млрд руб. |
Прирост к прошлому году, % |
2021 |
371,5 |
+12,3% |
2022 |
410,5 |
+10,5% |
2023 |
421,0 |
+2,5% |
Лидирующую позицию по закупкам неизменно удерживала строительная отрасль. Доля закупок у СМП в строительной отрасли снизилась с 56,1% в 2021 году до 45,8% в 2023 году. Это может быть связано с укрупнением подрядов, перераспределением контрактов в пользу крупных компаний, а также изменениями в требованиях к участникам. IT-сектор получил дополнительный импульс к росту – от 22,1% до 23,1%, благодаря переходу на отечественные цифровые решения. Здравоохранение также укрепило позиции, что связано с модернизацией московских поликлиник и больниц. В культуре и образовании наблюдался постепенный рост после снижения в 2022 году. Хотя темпы роста и были сдержанными, динамика оставалась динамика положительная. Транспортные закупки также увеличиваются, что соответствует стратегии развития городской логистики и улучшения транспортной инфраструктуры (таблица 2). Важно отметить, что приведённые доли отражают не распределение общего объёма закупок у СМП, а процент их участия в каждой отрасли.
Таблица 2
Сводная таблица распределение закупок у СМП по отраслям в Москве
Отрасль |
2021 Доля в закупках СМП (%) |
2021 Объём (млрд руб.) |
2021: Динамика, % |
2022: Доля в закупках СМП (%) |
2022: Объём (млрд руб.) |
2022: Динамика, % |
2023: Доля в закупках СМП (%) |
2023: Объём (млрд руб.) |
2023: Динамика, % |
Строительство |
56.1 |
208,4 |
10 |
48.5 |
180,3 |
-13.5 |
50.3 |
195,2 |
8 |
Информационные технологии |
22.1 |
82,1 |
-44 |
22.7 |
85,1 |
3.6 |
23.5 |
90,3 |
10 |
Здравоохранение |
10.0 |
37,1 |
22 |
14.1 |
52,4 |
9.8 |
12.4 |
47,1 |
-10 |
Благоустройство |
8.5 |
31,5 |
-24 |
7.3 |
27,1 |
-14 |
7.2 |
28,9 |
7 |
Образование |
3.4 |
12,8 |
5 |
4.5 |
16,8 |
8.3 |
3.1 |
12,3 |
-27 |
Транспорт |
2.4 |
8,9 |
3 |
3.6 |
13,4 |
5.1 |
2.8 |
11,4 |
-1 |
Культура |
2.0 |
7,3 |
-2 |
2.9 |
10,7 |
-1.8 |
1.9 |
7,8 |
0 |
Административные услуги |
1.8 |
6,5 |
1 |
2.5 |
9,2 |
2.9 |
1.6 |
6,9 |
2 |
Прочее |
4.8 |
17,9 |
-5 |
5.7 |
21,1 |
-3.2 |
4.2 |
16,5 |
-4 |
Источник: составлено автором.
Конкурентная среда тоже претерпела изменения (таблица 3). В 2021 году число участников в торгах росло за счёт оживления бизнеса, но к 2022 году конкуренция замедлилась. В IT-секторе сохранялось высокое число заявок, а в строительстве и благоустройстве конкуренция напротив ослабла. В 2023 году рынок немного переформатировался – наметился рост числа поставщиков в сфере цифровых решений и транспорта, но строительный сектор остался малоконкурентным.
Таблица 3
Динамика конкуренции среди СМП
Отрасль |
2021 |
2022 |
2023 |
Информационные технологии |
6/10 |
8/10 |
9/10 |
Транспорт |
6/10 |
7/10 |
8/10 |
Строительство |
5/10 |
4/10 |
4/10 |
Благоустройство |
5/10 |
6/10 |
6/10 |
Культура |
5/10 |
5/10 |
5/10 |
Каждый год предприниматели сталкивались с новыми сложностями. В 2021 году ключевой проблемой была адаптация к новым регламентам госзакупок. В 2022 году добавились вопросы финансовой стабильности: получить банковскую гарантию стало сложнее. В 2023 году препятствия усугубились – участникам пришлось справляться с ростом затрат, снижением доступности кредитов и увеличением требований к поставщикам
В ответ власти Москвы применяли разные меры поддержки. В 2021 году стартовала система рейтингов добросовестных поставщиков. В 2022 году квоты на закупки у СМП были увеличены, а также внедрены цифровые инструменты оптимизации тендеров. В 2023 году правительство города сделало акцент на долгосрочных контрактах, упрощении некоторых бюрократических процедур и усовершенствовании платформы госзакупок.
Закупки у СМП в Москве за 2021–2023 годы прошли через фазу роста и постепенной стабилизации. В начале периода наблюдался резкий подъём, но затем развитие замедлилось из-за изменения приоритетов и усложнения условий для малого бизнеса. На первый план вышли IT и здравоохранение, тогда как строительный сектор начал терять долю рынка. Конкуренция в закупках в одних сферах усилилась, в других – ослабла.
4. Модель совершенствования управления закупками
Несмотря на позитивные изменения, малый бизнес по-прежнему сталкивается с барьерами в доступе к контрактам: сложные тендерные процедуры, необходимость финансовых гарантий, высокая конкуренция и недостаточная прозрачность закупок. При этом городскими властями предпринимаются меры по стимулированию закупок у СМП – введение квот, цифровизация торгов, субсидирование участия. Однако эти меры требуют дальнейшего развития и интеграции в комплексную модель управления закупками, включающую цифровизацию, улучшение планирования и устранение административных барьеров. С учетом выявленных проблем предлагается модель управления закупками у СМП в Москве, ориентированная на снижение барьеров, усиление конкуренции и развитие механизмов поддержки малого бизнеса.
Предлагаемая модель представляет собой не просто набор усовершенствованных алгоритмов закупочной деятельности, а комплексную управленческую систему. Она интегрирует нормативно-правовые, цифровые, финансовые и институциональные механизмы, что позволяет не только устранить барьеры для СМП, но и создать прозрачную, предсказуемую и конкурентную среду в закупках. Основной акцент делается на системное управление закупками, при котором все процессы – от планирования до контроля – работают в единой логике повышения доступности закупок для СМП.
Закупочная деятельность напрямую влияет на стабильность работы заказчиков и их подразделений. Ошибки на любом этапе закупочного процесса могут приводить к сбоям, финансовым потерям и снижению качества поставок. Таким образом, продуктивность закупочной деятельности зависит от применения управленческих инструментов на всех этапах алгоритма проведения государственной закупки, а именно: этап планирования закупок; этап проведения закупок; этап переговоров с поставщиками товаров, услуг, работ; этап заключения договора на поставку товаров, услуг или выполнения работ; этап контроля за выполнением контракта; этап принятия товара, выполненных услуг, работ и подписание акта-приёмки или выставление замечаний-претензий и отправка на доработку контракта; этап оплаты поставки товара; этап оплаты по выполненному контракту.
Совершенствование закупочной деятельности требует оценки каждого этапа процесса, что позволит выявить ключевые точки для оптимизации. В области государственной закупочной деятельности оценке результативности госзакупок уделяется пристальное внимание контролирующих органов [7].
Однако, до сих пор не выработан алгоритм оценки закупочной деятельности и нет единого подхода к этому вопросу. Следовательно, рассматриваемая тема управленческих алгоритмов совершенствования закупочной деятельности является актуальной.
Несмотря на развитие системы госзакупок в Москве, субъекты малого предпринимательства сталкиваются с рядом административных барьеров, которые ограничивают их участие в тендерах.
Для устранения этих барьеров требуется совершенствование нормативной базы, развитие инструментов поддержки СМП, финансовые механизмы стимулирования их участия и цифровизация процессов закупок.
Для оценки влияния предложенной модели управления закупками на закупочную деятельность в Москве можно использовать систему сбалансированных показателей. Она позволяет оценить не только количественные характеристики контрактов, но и их влияние на закупочные процессы, финансовые затраты и качество поставок. Применение данной системы позволяет выявить ключевые метрики, влияющие на успешность закупок.
Для применения метода сбалансированной системы показателей необходимо и оценки закупочной деятельности системы государственных закупок в Москве необходимо составить таблицу, в которой указать качественные и количественные критерии, характеризующие достижение целей управления закупочной деятельности. Причём, цели могут быть как долгосрочные, так и краткосрочные. В данном случае, при оценке столичных государственных закупок с участием СМП необходимо учитывать следующие критерии: доля закупок у СМП в общем объеме государственных контрактов Москвы; доля несостоявшихся закупок среди тендеров, где могли участвовать СМП; средняя конкуренция среди СМП в закупках (количество заявок на участие); финансовая доступность закупок для СМП (средний размер обеспечения заявки и контракта); доля электронных закупочных процедур, упрощающих доступ СМП к торгам
Таким образом, предлагаемая модель управления закупками позволяет учитывать и количественные, и качественные критерии эффективности закупок, что обеспечивает комплексный подход к их совершенствованию.
5. Алгоритм процесса управления государственными закупками
Система управления государственными закупками – это управление сложным процессом с большим количеством участников и вариативным алгоритмом их действий. Нами предлагается алгоритм процесса управления государственных закупок. Целью данной модели является совершенствование управления закупочного процесса.
Алгоритим процесса управления государственными закупками включает в себя следуюшие этапы:
- определение всех процессы управления закупками организации;
- описание последовательного алгоритма взаимосвязанных этапов закупочной деятельности;
- пределение критерии оценки процессов и качества управления;
- составление перечень ресурсов, необходимых для стабильной работы организации.
- проведение мониторинг и анализ соответствия процессов заданным критериям;
- разработка меры для их совершенствования и устранения узких мест.
Таким образом, можно утверждать, что организация, проводящая закупочную деятельность обязана понимать и обеспечивать весь процесс закупки на каждом участке алгоритма его проведения.
К иструментам прооцесса управления закупочной детельности относятся:
- Политика организации закупщика со стороны столичных госорганов.
- Управление процессами процедуры закупочной деятельности организации закупщика.
- Планирование закупочной деятельности.
- Выбор критериев закупки товаров/работ/услуг.
- Разработка документации, сопровождающей проведение государственных закупок.
- Проведение анализа рынка.
- Проведение государственной закупки и определение поставщика.
- Обжалование результатов государственной закупки.
- Выполнение договора.
- Управление результ атами закупочного процесса
- Инструменты контроля ответственных сотрудников и подразделений, участвующих в закупочном процессе.
Для заказчиков применение данной модели позволит повысить эффективность планирования, улучшить прозрачность процедур и сократить издержки на исполнение закупочных контрактов. Комплексная модель закупок включает цифровизацию процессов, устранение административных барьеров и повышение прозрачности. Это упростит взаимодействие с поставщиками, ускорит заключение контрактов и улучшит контроль их исполнения. Экономический эффект от внедрения модели заключается в увеличении числа заключенных контрактов с СМП, что позволит обеспечить более равномерное распределение закупочных объемов среди малого бизнеса. Внедрение модели позволит увеличить число участников закупок, что приведёт к снижению доли несостоявшихся тендеров. Цифровизация процессов повысит контроль за исполнением контрактов, обеспечив их своевременное выполнение и экономию бюджетных средств.
6. Совершенствование управления закупками
Государственные закупки являются важным инструментом поддержки малого предпринимательства, однако существующая система содержит ряд барьеров, ограничивающих участие субъектов малого предпринимательства. Несмотря на реализуемые меры — цифровизацию тендерных процедур, введение квот и субсидий — малый бизнес сталкивается со сложными требованиями, высокой конкуренцией и административными препятствиями.
Совершенствования управления закупками направлена на устранение этих проблем и создание условий для более активного участия СМП. Она предусматривает не только оптимизацию закупочных процедур, но и комплексные изменения в нормативной, организационной и технологической сферах.
Реализация предложенных мер по совершенствованию закупками позволит: повысить прозрачность закупок за счёт цифровых инструментов; увеличить доступность закупок для СМП за счёт снижения административных барьеров; сократить затраты заказчиков и поставщиков за счёт оптимизации процессов; усилить конкуренцию, что приведёт к улучшению качества поставляемых товаров и услуг.
Комплексный подход к модернизации закупочной деятельности обеспечит её стабильность и предсказуемость как для государственных заказчиков, так и для малого бизнеса. Внедрение мер по совершенствованию управления закупками потребует последовательных шагов по адаптации нормативной базы, пересмотру закупочных процедур и внедрению цифровых решений.
Реализация модели совершенствования закупок требует системного подхода, охватывающего несколько ключевых направлений:
- Адаптацию законодательства для снижения бюрократических барьеров;
- Оптимизация закупочных процедур;
- Введение унифицированных требований к поставщикам;
- Создание независимого механизма контроля за соблюдением прав СМП;
- Технологические изменения (цифровизация);
- Автоматизация закупочного планирования: прогнозирование потребностей заказчиков на основе аналитики;
- Расширение функционала электронных площадок: автоматизированная проверка заявок, чат-боты для консультаций;
- Автоматизированная проверка заявок;
- Чат-боты для консультаций и поддержки поставщиков.
Внедрение представленных направлений по совершенствованию системы управления закупками приведёт к значительным изменениям как для заказчиков, так и для малого бизнеса и городской экономики в целом. Эти изменения способны охватить финансовые, административные и конкурентные аспекты, создавая условия для более эффективного распределения бюджетных средств, активизации СМП в закупках и повышения качества исполнения контрактов. Для заказчиков представленные направления совершенствования управления закупочным процессом способны повысить эффективность закупочных процедур, для субъектов малого предпринимательства - упростить участия в закупках, для города – позволит рационализировать управление бюджетом и развитию инноваций.
Вывод
Несмотря на отсутствие экономической стабильности, субъекты малого предпринимательства продолжают участвовать в процедурах системы государственных закупок, наращивают свои производственные обороты, стабильно увеличивают долю своего участия в этом процессе. Такая положительная динамика этого процесса возможна благодаря выверенным мероприятиям государства, направленным на поддержание субъектов малого предпринимательства, на поиски и расширения новых рынков государственных закупок, стратегию стабилизации экономики России и т.п.
Предложенная модель управления закупками создаёт комплексное решение, ориентированное на повышение доступности, прозрачности и эффективности закупочного процесса. Для заказчиков это означает снижение затрат и усиление контроля, для малого бизнеса – снижение доступа к тендерам и рост числа заключённых контрактов, а для города – более рациональное использование бюджета и развитие локального производства.
В долгосрочной перспективе эти изменения укрепят рынок госзакупок Москвы, обеспечат стабильный рост сектора малого предпринимательства и повысят конкурентоспособность городской экономики.
Предложенная модель управления закупок создаст стимулы для инновационных компаний и производителей из среды сектора малого предпринимательства. За счёт внедрения новых механизмов поддержки малых предприятий увеличится доля закупок у высокотехнологичных компаний, что способствует развитию локального производства, снижению зависимости от импортных поставок и продвижению импортозамещения.
Реализация модели госзакупок в секторе малого предпринимательства в Москве окажет положительное влияние на экономическое развитие города, создаст понятную, доступную и конкурентную среду, а также укрепит позиции малого бизнеса в системе госзаказа.
1. Buryy, A.P. Upravlenie gosudarstvennymi zakupkami v period pandemii. Problemy i puti ih resheniya: stat'ya // Upravlenie gosudarstvennymi, municipal'nymi i korporativnymi zakupkami: vyzovy segodnyashnego dnya i professional'nye resheniya: sbornik nauchnyh dokladov. M.: RUSAYNS, 2021. S. 32-37
2. Plehanova L.S. Reguliruemye zakupki kak instrument ekonomicheskoy politiki // Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakul'teta. Elektronnyy zhurnal. 2024. Tom 16. Vypusk 3. S. 21-34. DOI:https://doi.org/10.38050/2078-3809-2024-16-3-21-34.
3. Samutina, M.A. Tendencii razvitiya sistemy gosudarstvennyh zakupok v regional'nom kontekste / M.A. Samutina // Voprosy territorial'nogo razvitiya. – 2022. – T. 10, № 1. – DOIhttps://doi.org/10.15838/tdi.2022.1.61.6. – EDN EVXEFL.
4. Zhigas, M. G. Metodika analiza effektivnosti gosudarstvennyh zakupok / M.G. Zhigas, L.A. Lavrova, E.B. Sverdlina // Upravlencheskiy uchet. – 2024. – № 4. – S. 81-91. – EDN ZXIVRM.
5. Lazarenko, K.V. Problemy effektivnosti stimulirovaniya zakupok innovacionnoy produkcii v usloviyah realizacii strategii tehnologicheskogo suvereniteta / K.V. Lazarenko // Industrial'naya ekonomika. – 2022. – № 1-3. – S. 231-236. – DOIhttps://doi.org/10.47576/2712-7559-2022-1-3-231. – EDN UDTZKM.
6. Ivanova, A.N. Strategii razvitiya standartizacii zakupok goroda Moskvy v usloviyah cifrovizacii / A. N. Ivanova // Cifrovizaciya zakupok: sovremennye vyzovy i vozmozhnosti podgotovki upravlencheskih kadrov: Sbornik nauchnyh dokladov: sbornik statey, Moskva, 11 noyabrya 2021 goda. – Moskva: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Rusayns», 2022. – S. 31-35. – EDN WAJEBC.
7. Simaeva, E.P. Pravovoe obespechenie usloviy razvitiya bezopasnoy informacionno-telekommunikacionnoy infrastruktury dlya sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva / E.P. Simaeva // Ekonomika. Nalogi. Pravo. – 2022. – T. 15, № 5. – S. 147-154. – DOIhttps://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-5-147-154. – EDN JBHVSJ.
8. Vasin, S.G. Razvitie koncepcii povysheniya ekonomicheskoy effektivnosti gosudarstvennyh zakupok / S.G. Vasin, G.K. Malyshev // Finansovye rynki i banki. – 2023. – № 4. – S. 25-31. – EDN UPGTMQ.
9. Nikulina, S.A. Mery podderzhki malogo predprinimatel'stva v Rossii na sovremennom etape / S.A. Nikulina, N.V. Chernorizova // Zhurnal prikladnyh issledovaniy. – 2022. – № 12. – S. 128-133. – DOIhttps://doi.org/10.47576/2712-7516_2022_12_128. – EDN QAGXHO.
10. Kovalenko, S.N. Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva goroda Moskvy / S.N. Kovalenko, Yu.N. Kovalenko // Ekonomiko-upravlencheskiy kongress: Sbornik nauchnyh rabot po itogam mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo kompleksnogo meropriyatiya, Belgorod, 01–02 noyabrya 2023 goda. – Belgorod: Belgorodskiy gosudarstvennyy nacional'nyy issledovatel'skiy universitet, 2023. – S. 180-185. – EDN GIXFJP.
11. Golovanov, V.I. Osobennosti sovershenstvovaniya mehanizmov gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v gorode Moskve / V. I. Golovanov // Municipal'naya akademiya. – 2024. – № 2. – S. 481-499. – DOIhttps://doi.org/10.52176/2304831X_2024_02_481. – EDN YJSHLH.
12. Ataeva, K.R. Mery gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviyah Covid-19: opyt goroda Moskvy / K.R. Ataeva // Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti. – 2021. – № 2. – S. 58-66. – EDN JPWXHF.
13. Dzhahaya, M.B. Monitoring razvitiya i podderzhki malogo predprinimatel'stva v gorode Moskva / M.B. Dzhahaya // Transformaciya nacional'noy social'no-ekonomicheskoy sistemy Rossii: Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Moskva, 26 noyabrya 2021 goda. – Moskva: Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet pravosudiya, 2022. – S. 22-27. – EDN LKKWCZ.