Moscow, Moscow, Russian Federation
The article is devoted to the development of nuclear energy in Iran, which corresponds to the national interests of the country, as the use of nuclear energy creates conditions for the replacement of fossil fuels in the future. The increasing role of the nuclear energy factor in the development of the country's economy is noted. The Iranian leadership considers nuclear energy as a factor in ensuring the stability of the country's energy supply and its energy security. The national plan for the development of nuclear energy adopted in the early 1970s, the activities of the Atomic Energy Organization of Iran (AEOI) are analyzed. The US policy towards the energy sector of Iran is studied. The role of nuclear energy in the overall generation of electricity in Iran is determined. The expansion of cooperation in the field of nuclear energy with Russia is considered. A conclusion is made about the increasing importance of nuclear energy in the development of the country's economy, despite the increased sanctions pressure from the United States.
nuclear energy, electrification, energy security, Iran's energy policy, energy resource diversification, economic development, international sanctions
Развитие иранской атомной энергетики началось в середине прошлого века во времена правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Запущенная администрацией президента США Д.Д. Эйзенхауэра программа «Атомы ради мира» позволяла Ирану получать значительную помощь от американской стороны. Программа предполагала расширение международного сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии. В рамках этой инициативы Ирану был предоставлен ядерный реактор малой мощности, который был введен в эксплуатацию в 1967 г. Ядерная программа, принятая в Иране, предполагала развитие атомной энергетики с опорой на взаимодействие со странами Запада. Энергетическая политика Ирана была нацелена на освоение западных технологий и оборудования, создание инфраструктуры для дальнейшего выстраивания основных звеньев и предприятий ядерного топливного цикла с участием специалистов из США и стран Западной Европы.
Энергетическая стратегия Ирана предполагала участие страны в международных организациях и соглашениях, касающихся вопросов развития атомной энергетики. Иран являлся членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Иран подписал конвенцию о ядерной безопасности, договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подчеркивая намерение использовать атомную энергию исключительно в мирных целях.
В 1974 г. руководство Ирана утвердило национальный план развития атомной энергетики. Была создана Организация по атомной энергии Ирана (AEOI). В числе поставленных перед организацией задач - обеспечение потребности страны в электроэнергии за счет использования ядерной энергии, приобретение необходимых в строительстве и запуске атомных реакторов технологий и создание в Иране полного ядерного топливного цикла. В рамках национального плана предусматривалось проведение мероприятий по защите населения страны от радиационного воздействия. План предполагал сооружение 23 ядерных реакторов совокупной мощностью более 20 ГВт с [4]. Для развития отрасли привлекались зарубежные эксперты. В строительстве первых блоков АЭС «Бушер» в Иране участвовали американские, французские и немецкие специалисты. Иранское правительство активно заключало контракты с европейскими компаниями о поставке оборудования и топлива для нужд национальной атомной энергетики. Руководство страны вкладывало средства в обучение иранских специалистов за рубежом. На территории страны создавались атомные исследовательские центры и велась активная разведка залежей урана. В 1974 г. иранское руководство вложило миллиард долларов США в строящийся на территории Франции завод по обогащению урана, приобретя при этом десятипроцентный пакет акций будущего завода, а также право на доступ к технологиям обогащения и право на приоритетный выкуп продукции.
Развитие атомной энергетики при участии западного иностранного капитала завершилось после Исламской революции 1979 г. Иностранные специалисты были вынуждены покинуть страну. Начавшееся в 1975 г. строительство Бушерской АЭС, осуществляемое немецкой корпорацией «Kraftwerk Union», являвшейся подразделением Siemens, было остановлено. Проект первой иранской АЭС предполагал возведение двух энергоблоков, совокупной мощностью 2600 МВт. К моменту вынужденной остановки работ степень готовности первого энергоблока составляла 85 %, а второго — 50 % [3]. События Исламской революции, смена курса руководства Ирана, введение санкций и ирано-иракская война привели к расторжению контракта о поставке уранового топлива с Францией, что негативно сказалось на развитии атомной энергетики в стране. До начала 1990-х годов атомная энергетика Ирана находилась в состоянии стагнации. Наиболее заметными событиями в отрасли того периода было создание на основе небольшого ядерного реактора атомного исследовательского центра в Исхафане и попытка заключения соглашения с Китаем о строительстве и запуске ядерных реакторов, сорванного под давлением США.
С наступлением 1990-х годов, иранское руководство взяло курс на расширение сотрудничества в области атомной энергетики с Россией. Первым шагом стало подписание в 1992 г. соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, а также достижение договоренностей о завершении российскими специалистами строительства первого энергоблока Бушерской АЭС. Контракт на завершение строительства первого энергоблока был подписан в 1995 г., согласно которому строительство осуществлялось иранскими компаниями при участии специалистов из России, в то время как монтажные работы проводили российские специалисты. Запуск достроенного первого энергоблока Бушерской АЭС состоялся 12 сентября 2011 г., а в 2014 г. состоялось подписание нового российско-иранского соглашения о строительстве и запуске еще двух энергоблоков. Завершение строительства второго и третьего энергоблоков планируется в 2026 и 2027 годах соответственно.
По данным МАГАТЭ, в Иране действуют семнадцать объектов атомной энергетики. Речь идет о местах захоронения ядерных отходов, предприятиях по производству ядерного топлива, установках по очистке и преобразованию (конверсии) урановой руды, заводах по производству низкообогащенного урана и обогащению уранового топлива. Единственной атомной электростанцией в Иране на данный момент остается Бушерская АЭС, на которой продолжается строительство новых энергоблоков при содействии России. В 2022 г. руководство Ирана заявило о начале строительства второй АЭС мощностью 300 МВт в провинции Хузестан. В 2024 г. был завершен первый этап строительства АЭС «Карун». Строительство ведется исключительно силами иранских специалистов [7]. В 2024 г. было начато строительство АЭС «Сирик» в южной провинции Хормозган [6]. Планируется постройка четырех энергоблоков, совокупной мощностью 5000 МВт. Сроки реализации проекта, как и планы по привлечению иностранных специалистов, пока что остаются неизвестными.
С точки зрения ресурсной обеспеченности атомная энергетика Ирана находится в слабой позиции. На территории страны на данный момент не обнаружено значительных запасов урановых руд, качество которых невысокое. На данный момент на территории Ирана действует восемь урановых шахт. Планируется открытие еще шести новых урановых шахт [5].
Доля атомной энергетики в общей выработке электроэнергии Ирана составляет всего лишь 1,3% при общем объеме установленных мощностей по производству электроэнергии в 80,3 млн кВт. Тем не менее, представители иранского руководства неоднократно заявляли о важности и приоритетности развития атомной энергетики на территории страны. Основным аргументом в пользу этого вида энергии власти Ирана называют глобальный энергетический кризис, в условиях которого страны должны в первую очередь обеспечивать национальную энергетическую безопасность. Колебание цен на энергоносители и нестабильность нефтегазового рынка приводят к необходимости диверсификации источников энергии и расширению статей энергетического баланса. Структура производства электроэнергии в Иране представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Производство электроэнергии в Иране по источникам [10]
Международные санкции, вызванные развитием иранской ядерной программы, значительно сказались на атомной энергетике страны и привели к расторжению ряда международных договоров о поставке необходимого отрасли оборудования, технологий и топлива, что привело иранское руководство к осознанию необходимости создания полного ядерного цикла на территории страны. Развитие атомной энергетики входит в приоритет энергетической политики страны и связывается с необходимостью диверсификации источников электроэнергии в целях увеличения энергетической безопасности страны. Кроме того, нефтегазовая отрасль страны всегда была более ориентирована на экспорт, нежели на внутреннее потребление. Покрывая часть внутреннего спроса на электроэнергию благодаря атомной энергетике, Иран мог получать дополнительный доход от продажи углеводородов.
Иранская ядерная программа на протяжении нескольких десятилетий остается под пристальным наблюдением со стороны мирового сообщества. Подозрения о попытках создания Ираном ядерного оружия начали появляться еще в 1980-х годах. В 1974 г., основываясь на докладе Центрального разведывательного управления США, в котором были приведены сведения о зависимости и ориентации иранской ядерной программы на Индию [9], американские власти сделали вывод о том, что Иран приступит к созданию ядерного оружия, как только Индия начнет аналогичные разработки. Администрация США провела ряд мероприятий, направленных на сдерживание международного участия Ирана в сфере ядерной энергетики. В 1987 г., Иран заключил соглашение с Аргентиной о поставке ядерного топлива и взаимодействии в области обогащения урана. Под давлением США, Аргентина была вынуждена отказаться от сотрудничества с Ираном, ссылаясь на отказ от подписания Ираном Конвенции о физической защите ядерного материала [1]. В 1996 г. власти США смогли убедить КНР выйти из соглашения о строительстве завода по обогащению урана в Иране. Несмотря на американское давление, руководство Ирана продолжало поиск потенциальных партнеров в развитии сотрудничества в области атомной энергетики. В 1993 г. Иран закупил в Италии оборудование для испытаний ядерного реактора, которое позже было возвращено итальянской стороне. Договор о поставке турбин из Украины для Бушерской АЭС не был выполнен из-за подписания в 1998 г. соглашения о сотрудничестве между США и Украиной, главным условием заключения которого являлось обязательство украинской стороны прекратить сотрудничество с Ираном в области атомной энергии. Иран столкнулся с трудностями при реализации национальной ядерной программы в результате давления США на зарубежных партнеров.
В ответ на выдвинутые США обвинения в попытках создания Ираном ядерного оружия, европейские партнеры вынудили Иран подписать Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия. Этим документом предполагалось расширить полномочия инспекторов МАГАТЭ на территории страны и предоставить им полный доступ к иранским ядерным объектам. В 2004 г. напряжение вокруг ядерной программы Ирана усилилось, после того как инспекторы МАГАТЭ обнаружили центрифуги по обогащению урана, информацию о которых Иран не заявлял. В ходе переговоров между Ираном и странами «евротройки» - Францией, Германией и Великобританией - иранскому руководству было предложено свернуть развитие ядерной программы при условии, что европейские страны окажут стране содействие в реализации программ по мирному использованию атомной энергии. Однако единый подход у европейских стран в отношении Ирана отсутствует, объясняется процессом фрагментации, протекающим в ЕС [8 ].
Однако власти Ирана не отказались от создания полного ядерного цикла на своей территории. С 2006 г. переговоры по иранской ядерной программе ведутся «шестеркой» стран – к изначальной «евротройке» присоединились США, Россия и Китай. Принятые Советом Безопасности ООН резолюции ставили своей целью с помощью санкций убедить Иран прекратить работы по переработке и обогащению урана.
Подписание Совместного всеобъемлющего плана действий (СВДП) Ираном и странами P5+1 24 ноября 2013 г. предполагало не только отказ от обогащения урана сверх установленных 5 процентов, но и уничтожение всего имеющегося у него ядерного материала, обогащенного до 20 и более процентов. Помимо этого, была введена мера по ограничению строительства новых центров по обогащению урана в Иране, взамен иранская сторона получила право обогащать уран до 5 процентов, а также значительное ослабление санкционного режима. Подписание СВПД не означало отмену санкций со стороны США. Американское руководство придерживалось политики давления на иранскую экономику, вводя новые ограничения в отношении страны, ее корпораций и государственных органов. Небольшое потепление и отмена ряда второстепенных санкций США, наступившее после вступления в силу в 2015 г. СВПД и выполнения в 2016 г. иранской стороной своих обязательств, сменилось резким ужесточением санкционного режима в отношении Ирана с приходом к власти Д. Трампа в 2017 г. В 2018 г. США выходят из СВПД и вводят политику максимального давления на Иран, его ядерную программу и энергетический центр в целом [11].
Введение международных и односторонних санкций в отношении Ирана имело ключевое значение для развития атомной энергетики в стране, ограничивая Иран в выборе партнеров и привлечении иностранных инвестиций в отрасль. Между тем, Иран заинтересован в реализации программ атомной энергетики в стране. Иран покрывает значительную долю внутреннего спроса на электроэнергию за счет атомной энергии. За время ввода в эксплуатацию первого блока Бушерской АЭС с 2011 по 2019 гг. было выработано в общей сложности 35443 млн кВтч. В течение семилетнего периода работы первого блока Бушерской атомной электростанции было сэкономлено приблизительно 9,46 млрд кубометров природного газа, что соответствует стоимости 55,9 млн баррелей нефти. Кроме того, за этот же срок удалось предотвратить выброс 32 млн тонн загрязняющих веществ в атмосферу. В 2024 г. глава Организации по атомной энергии Ирана М. Эслами заявил о том, что за десять лет эксплуатации первый блок Бушерской АЭС окупил свое строительство в четыре раза [2].
Одной из важнейших стратегических задач для обеспечения устойчивого развития национальной атомной энергетики является создание необходимой производственной базы для осуществления деятельности, связанной с проектированием, производством и испытанием оборудования. Речь идет о разработке и тестировании сфер очистки системы охлаждения для Бушерской атомной электростанции; о строительстве 750 радиоактивных контейнеров для хранения отходов в соответствии с требованиями; о создании капсул для перевозки и утилизации отработанных нейтронных каналов и тепловых каналов на Бушерской АЭС; о поставке переносных дизельных насосов для эксплуатации АЭС в тяжелых условиях; о разработке и вводе в эксплуатацию котла насыщенного пара и сопутствующего оборудования и трубопроводов; о разработке охладителей морской воды.
Несмотря на международное давление на энергетический сектор Ирана, показатели выработки электроэнергии за последние 10 лет продолжали неуклонно расти. В 2024 г. глава Организации по атомной энергетике Ирана Мохаммад Эслами сделал заявление о том, что на территории страны ведутся исследования, испытания и конструкторские работы, направленные на увеличение доли атомной энергии в энергетическом балансе страны. Иран значительно увеличил долю производимой на АЭС электроэнергии за последние 20 лет, что свидетельствует о бурном развитии отрасли. Несмотря на ввод санкций, Иран намерен продолжать развитие атомной энергетики в стране, увеличивая ее долю в энергетическом балансе страны. Атомная энергетика занимает третью позицию по совокупной выработке электроэнергии, уступая ТЭС и гидроэнергетике. Руководство Ирана рассматривает атомную энергетику в качестве приоритетной отрасли энергетики страны, развитие которой позволяет диверсифицировать источники энергии. Несмотря на продолжающееся давление со стороны руководства США и ужесточение санкционной политики, атомная энергетика Ирана остается перспективной отраслью. В будущем ожидается значительное увеличение выработки электроэнергии на иранских АЭС в результате ввода в эксплуатацию второго и третьего блоков Бушерской АЭС и строительства новых АЭС на территории страны.
1. Alihani M. Revolyuciya, voyna i yadernaya energetika: Obzor izmeneniy v iranskoy yadernoy sfere s 1979 g. po 1999 g. [per. s pers.]/ Magiran. Pervaya chast' ot 08/04/2006, vtoraya chast' ot 20/04/2006. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: https://www.magiran.com/article/1037745 - https://www.magiran.com/article/1034992
2. AES Busher: 10 let vyrabotki elektroenergii okupili stoimost' stroitel'stva v 4 raza [Elektronnyy resurs]. URL: https://neftegaz.ru/news/nuclear/830802-aes-busher-10-let-vyrabotki-elektroenergii-okupili-stoimost-stroitelstva-v-4-raza
3. Busherskaya atomnaya elektrostanciya [Elektronnyy resurs]. URL: https://pircenter.org/2022/08/08/busherskaja-atomnaja-jelektrostancija/
4. D'yakov A. Yadernaya programma Irana – proshloe, nastoyaschee i neopredelennoe buduschee. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, t. 64, № 12, ss. 15-24. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-12-15-24
5. Zapasy urana v Irane namnogo prevyshayut predyduschie ocenki [Elektronnyy resurs]. URL: https://iran.ru/news/economics/123411/Zapasy_urana_v_Irane_namnogo_prevyshayut_predydushchie_ocenki
6. Iran nachal stroitel'stvo esche odnoy AES – Sirik [Elektronnyy resurs]. URL: https://neftegaz.ru/news/nuclear/815892-iran-nachal-stroitelstvo-eshche-odnoy-aes-sirik/Yadernaya programma Irana. Dos'e [Elektronnyy resurs]. URL: https://tass.ru/info/1408136
7. Posol Irana dopustil uchastie Rossii v proektah iranskih AES pomimo «Bushera» [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2024/06/07/1042542-posol-irana
8. Chuvahina L.G. Fragmentaciya kak novaya geopoliticheskaya real'nost' sovremennoy Evropy / L. G. Chuvahina // Mezhdunarodnaya ekonomika. – 2014. - №11. S.37-41.
9. Chuvahina, L. G. Ekonomicheskoe sotrudnichestvo Irana i Indii v usloviyah sankcionnogo davleniya Zapada / L. G. Chuvahina // Nauchnoe obozrenie. Seriya 1: Ekonomika i pravo. – 2024. – № 3. – S. 67-74.
10. Elektroenergetika Irana [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/6/1027/
11. Yadernaya programma Irana. Dos'e [Elektronnyy resurs]. URL: https://tass.ru/info/1408136